ФГОС Конспект урока Символизм и творческий метод Александра Блока, 8 класс

КОНСПЕКТ
Литература, 8 класс

Тема: Символизм и творческий метод Александра Блока

Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока


На данном уроке: учащиеся знакомятся с творчеством А. Блока, с явлением Символизма и художественным методом писателей-символистов, делают вывод о многозначности символа и различных способах толкования художественного произведения.


II. Введение в тему.
1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.





- Знакомство с творчеством начинаем с чтения нескольких стихотворений А. Блока, приготовленных учащимися, доклада о биографии Блока и о литературном течении "Символизм". (Литературным течением, которое объединило поэтов, веривших в совершенство мира, стал символизм).
Задание группам: вспомним, какое модернистское течение называлось символизмом.
Символизм– это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции. Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.
Символизм также тесно связан с идеями философа и поэта Вл.Соловьева, который в образе Вечной Женственности воплотил мечту о красоте, призванной спасти мир.
Дается краткая справка о сути философской концепции Вл. Соловьева: Владимир Соловьёв– поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Он исходил из того, что помимо реальной действительности существует сфера божественного, оказывающего положительное влияние на человечество. Особенностью философских взглядов Соловьева было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея принадлежности выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д. Душа Мира, по Соловьеву, - это мистическое космическое существо, которое объединяет Бога с земным миром.
Рассматривается понятие "Символ", на примере слов "Цветок", "Ключ" дается символическое толкования многообразия их значений.
Формулируется тема урока.


III. Работа с текстом, элементы анализа.


































































- Давайте послушаем стихотворение А. Блока "Мы встречались с тобой на закате..." и попробуем определить, что это за стихотворение и о чем в нем идет речь. Учитель читает текст стихотворения.
Учащимся предлагается провести элементарный графический анализ, сопоставив изображаемые в произведении явления в их последовательной связи или хотя бы на уровне пространственного взаимодействия. Графический анализ позволяет не только увидеть пространственный фокус стихотворения, но и определить направление движение авторской мысли в нем. Сравнивая выделяемые образы – явления, на которые в строках стихотворения падают логические ударения, мы получим явно концентрическую картину:
Мы встречались с тобой на закате
Ты веслом рассекала залив
Я любил твоё белое платье,
Утонченность мечты разлюбив


Где закат географически – больше залива, залив – больше белого платья, а «утонченность мечты» - является и вовсе чем-то внутренним, объединяющим мир внутренний и внешний:
Подобную картину мы наблюдаем и во втором четверостишье:
Были странны безмолвные встречи
Впереди на песчаной косе
Загорались вечерние свечи
Кто-то думал о бледной красе
Вряд ли подобное совпадение, единое направление движения читательской и авторской мысли в четверостишьях можно назвать случайным. Из внешнего мира, широкого, максимально раздвинувшего границы мы направлены в мир внутренней, жизни человека, его мечтаний и раздумий.
Время написания стихотворения - время становления поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта (отсюда и зыбкие зеркальные образы). Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.
Группам дается задание найти в тексте образы, обладающие символическим значением (большинство эпитетов, существительных), выписать несколько значений к данным словам, по окончании работы - дать расширенное толкование стихотворения, исходя из основной темы, взятой группой. Темы групп:
1. Если это стихотворение о любви, то оно звучит так:...
2. О смерти...
3. О свободе...
4. О душе, разговор герой с самим собой...
5. О боге...
Образ работы: составление словаря символов – аллегорий, последовательно взятых из произведения с последующим толкованием как можно большего количества их возможных значений и ассоциаций. Наиболее ценными следует считать примеры, данные самими учащимися или привязанные к современности:
Закат – 1. Заход солнца за горизонт. 2. Конец человеческой жизни, гибель. 3. Граница дня и ночи, вечер. 4. Начало ночи и конец дня и т.д.
Весло – 1. специальное приспособление (движитель), 2. Символ того, кто управляет, ведет. 3. Руль и т.д.
Залив – 1. Вдавшаяся в сушу часть океана, моря или озера. 2. Граница суши и воды. 3. Переливчатые, звонкие звуки лая, голоса и т.п. 4. Бухта, гавань, место успокоения волн. 5. Дефект в виде металлического прилива или выступа и т.д.
Белое платье – 1. Эпитет. 2. Символ непорочности, девушки, невесты. 3. Саван смерти. 4. Символ торжества любви. 5. Символ чистоты. 6. Символ болезни (белых халат медицинского работника). 7. Символ верности 8. Одежда ангелаи т.д.
Утонченность мечты – 1. Квинтэссенция мечты, самая тайная мечта. 2. Изысканность. 3. Нереальная мечта и т.д.
Безмолвные встречи – 1. Встречи, где не говорят. 2. Обмен взглядами. 3. Встреча, когда слова уже не нужны ит.д.
Песчаная коса (коса, песок) – 1. Граница суши и воды. 2. Символ времени. 3. Символ девушка. 4. Мифическое орудие смерти. 5. Песок – жизнь. 6. Символ бесчисленного множества (писание). 7. Символ изменчивости, перемен и т.д.
Вечерние свечи – (свеча) 1. Жизнь. 2. Смерть. 3. Символ молитвы. 4. Трогательный романтический символ. 5. Маяк (огонь, горящий впереди). 6. Символ жилища и т.д.
Бледная краса – 1. Красота неявная, внутренняя. 2. Красота невидимая. 3. Призрачная. 4. Признак болезненности и т.д.
В последующей интерпретации, заменив исходные авторские слова – образы, учащиеся могут дать собственное толкование стихотворения, выбирая значения исходя из той темы, которая на данный момент им наиболее близка. Образец задания в этом случае примерно следующий: «Если это стихотворение – стихотворение о смерти, то оно могло бы звучать так», «Если это стихотворение о неравноправии мужчины и женщины, то оно могла бы звучать так», «Если это стихотворение – разговор героя с самим собой, то первое четверостишье звучало так»
Мы встречались с тобой, когда день умирал,
Ты вела меня по границе мира и слов.
Я любил в тебе верность и чистоту
По сравнению с ними даже мои мечты были бедны



Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения, герменевтическим подходом.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текстовая, графическая, ассоциативно-образная, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного и интерпретированного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения, ассоциации, проводить аналогии.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, контекста.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменное задание и ответы оценку и отметку определяет не учитель, а сам учащийся по результату собственной творческой работы (интерпретации художественного текста, объему солставленного словаря символов). Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? (творческий отчет)
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Работа по алгоритму. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень интерпретации, функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» создание собственной творческой работы, грамотно и логично связавшей интерпретируемый результат в связный текст по теме.


IV. Итог урока.
Последний этап начинается с выразительного чтения исходного текста стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате" учителем.
Вопросы: Изменилось ли звучание данного стихотворения по сравнению с первым его прочтением? Почему? Что мы сделали такого, что произошло такое изменение? В чем суть творческого метода Александра Блока? Сформулируйте общий вывод из ответов.
Учащиеся должны сделать вывод об особенностях лирики А.А.Блока: это произведение – это как “роман в стихах”: множество, бесконечность смысловых порождений, значений, в том числе приходящих со временем делают стихотворение вечным, вневременным, всеобъемлющим. Ожидание перемен сменяется отчуждением, появление Прекрасной Дамы – несовместимостью путей земных и небесных, недостижимости мечты, предчувствием приближения “Вечной Женственности”, божества, которое озарит и изменит мир.)
Вариант: Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности.



V. Домашнее задание
К следующему уроку: выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение А.А.Блока из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
















1111 
·