Символизм в творчестве М,А,Врубеля
Михаил Врубель: от иконы до демона. 5 марта 1856- 14 апреля 1910
Педагоги Врубеля отмечали его острое чувство формы, цвета, умение передать самую сложную фактуру. Его главный учитель Чистяков считал Михаила самым талантливым из своих учеников. Именно этот профессор рекомендовал молодого мастера для реставрации фресок в средневековом монастыре под Киевом. Киевский период жизни Врубеля тесно связан с изучением канонов Византийской живописи. Художник работает с упоением, забывая обо всем на свете. Но скоро увлечение сменяется метаниями. Мастер то бросает работу и уезжает из Киева, то возвращается и принимается за реставрацию. Подобные метания не могли понравиться заказчику. К творческим метаниям добавляются финансовые проблемы.
Богоматерь с Младенцем Создавая одну из алтарных икон храма XII века, Врубель придерживаться канонов византийской живописи. Несмотря на строгие правила, работа выделяется из общего ряда и представляет собой новое слово в русской иконописи.В качестве модели для иконы автор выбрал жену и ребенка своего друга, искусствоведа. Художнику удалось придать образам трагичность и торжество, парадность и сострадательность.Позолота, темно-красный тон одеяния Богородицы, белоснежные одеяния Христа младенца - все в работе стройно и гармонично. Необычно для зрителя выражения лиц на иконе. Реалистичность и выразительность образов сильнейшим образом воздействует на зрителя. Именно с этой работы и началась слава мастера в России.
По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя — Э. Л. Прахову
Портрет Мамонтова, Врубель, 1897 Портрет "русского Медичи" остался незаконченным. Художник старательно формирует образ богатого промышленника и блестяще образованного человека. Из полутьмы кабинета на зрителя смотрит властный, уверенный в себе человек. Поза его выдает некоторую неловкость, которую герой всеми силами старается скрыть. Автор искренне восхищен своей моделью, старается всеми силами подчеркнуть неординарность личности и творческий склад ума.
Покровительство Мамонтова позволяет Врубелю активно работать в своей манере, не считаясь со вкусами публики. Художник оформляет несколько оперных спектаклей, пробует свои силы в архитектуре, керамической пластике. Критика часто отзывалась о работах Врубеля резко и незаслуженно уничижительно.
В этот период мастера занимает демоническая тема. Его серия "демонов" до сих пор считается самыми известными произведениями мастера, хрестоматийными для искусства модерна рубежа XIX и XX веков.Демон летящий. Акварель, 1891
Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску.
Демон поверженный "Демониада" Врубеля явление в искусстве исключительное. Образ Врага человеческого, падшего ангела, волновал художника необычайно. Некоторые склонны видеть в этом интересе необратимое наступление душевной болезни, поразившей автора в конце жизни. 1901 и 1902
"Летящий демон"1899 Как и многие работы мастера, картина осталась незавершенной. Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать.
Автопортрет с жемчужной раковинойИзображая на заднем фоне скульптуру белого лебедя, мастер намекает на созданный им ранее живописный шедевр «Царевну Лебедь», в котором он воплотил свою жену - певицу Надежду Ивановну 3абелу-Врубель в сценическом образе героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Картина "Царевна-Лебедь"В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения. Картину любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали ее, чтобы понять секрет передачи перламутровой фактуры, неуловимого движения и смешение красок. Работа была куплена меценатом Морозовым, а в Третьяковку попала по завещанию коллекционера.
Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере "Сказка о царе Салтане". В это время жизнь всей семьи мастера была тесно связана с этой постановкой. Жена исполняла партию Царевны, самому художнику было доверено создать декорации и эскизы костюмов.
XX век принес мастеру две большие трагедии: умирает его отец, а долгожданный сын рождается в серьезным дефектом - заячьей губой. К личным трагедиям добавляются жесточайшая творческая депрессия.Портрет сына
В 1902 году художника помещают в психиатрическую клинику. Состояние его постоянно ухудшается и родственники с друзьями готовятся к самому худшему. Однако, усилия профессора Бехтерева возымели успех. Спустя год Врубель уезжает на отдых в Крым. И хотя работать он практически не может, но появляется надежда на выздоровление. Надежда рухнула в один момент: Врубель теряет сына.
Небольшие периоды прояснения, сменялись безумием... Последнее событие, которое мастер сумел воспринять - избрание его академиком в 1905 году. Последующие пять лет художник лишь существовал, являясь постоянным пациентом различных клиник.
СнегурочкаХудожнику были заказаны эскизы костюмов к опере "Снегурочка". Главная героиня особенно интересовала мастера. Героиню художник изобразил в момент появления на глазах у людей.
Одна из последних работ . В ней решается сложнейшая задача - передача природного перламутра . Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку Волошина. Поэт преподнес в подарок большую морскую раковину, покрытую толстым природным слоем перламутра. Этот переливающийся материал стал источником вдохновения. В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность. Две женские фигуры - как античные богини - спокойно наблюдают за публикой из мира бессмертных. Работа произвела сильное впечатление на коллег и критиков. По своей сути эта работа является творческим завещанием художника.
Жемчужина, 1904
Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.