Конспект урока музыки в 7 классе Содержание и форма музыкальных произведений
7.Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса.
Книгопечатная продукция
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М. « Просвещение», 2011.
4. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
5. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"С. Шмагина, М. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», 2007 г.
6.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные разработки, авт.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"Шмагина, М. «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», 2012 г.
7.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М. « Просвещение», 2011
8.Музыка, 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, 2013.
9.Рабочая тетрадь для 5 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. »Просвещение», 2012.
10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс.аудиокассеты авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
11.Музыка, 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2012.
12.Рабочая тетрадь для 6 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Просвещение», 2013.
13.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
14.Музыка, 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.
15.Рабочая тетрадь для 7 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.
16.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
17.Книги о музыке и музыкантах.
18.Научно-популярная литература по искусству.
19.Сборники песен и хоров
20.Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. М., «Просвещение»,2012
21.К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011
22.С.И. Заир-Бек, «Развитие критического мышления», М., «Просвещение»,2011
Печатные пособия
1.Портреты композиторов.
2.Дидактический раздаточный материал (анализ музыки)
3.Карточки для проведения музыкальных викторин
Экранно-звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Поэтический текст песен.
4. Компакт-диски по творчеству русских и зарубежных композиторов
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
3.Мультимедийная программа «Соната».
4.Мультимедийная программа «М. Казиник. Беседы о музыке».
5.Мультимедийная программа «Азбука искусства».
Учебно – практическое оборудование
Музыкальный центр, DVDпроигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер,
Музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.
Урок музыки в 7 классе
по программе
Тема четверти: «Музыкальная драматургия»
Тема урока: «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне»
Сидорук Жанна Юрьевна
Тула 2015
«Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне»
Конспект открытого урока
Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить учащихся с выдающимся произведениями мировой классической музыки, определить их историческое значение.
Задачи:
1.Учебные:
-закрепить понятие героико – конфликтный симфонизм, сонатная форма, разделы сонатной формы.
- показать развитие и столкновение музыкальных образов в «Симфонии № 7»Д. Шостаковича ;
- раскрыть перед учащимися и дать им возможность почувствовать особенности драматургии песни «Бухенвальдский набат» сл. А. Соболева муз. В. Мурадели ;
- характеристика образа вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ;
- применять специально-предметные знания и навыки в области хорового исполнительства.
2.Развивающие:
- развивать образное и творческое мышление учащихся;
- развивать умения высказывать свои мысли и суждения;
-развивать чувства любви к Родине через музыкальную драматургию песни «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля;
3. Воспитательные:
-воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, хранить память о людях, победивших фашизм;
- воспитывать у учащихся нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование и методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано, фрагмент литературного текста о создании симфонии №7 Д.Д. Шостаковича, симфонии №7 (1часть), Д.Тухманов «ДеньПобеды», видеофрагмент «Блокада Ленинграда». Нотный материал: Я.Френкель «Журавли», В. Мурадели «Бухенвальдский набат».
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Введение в тему урока.
Слушание главных тем экспозиции. Обсуждение прослушанного.
Слушание эпизода нашествия. Обсуждение прослушанного.
Слушание песни В. Мурадели « Бухенвальдский набат».
Разучивание и исполнение первого куплета песни.
Проект «Журавли над Родиной».
Исполнение песни « Журавли».
Итог урока.
Этапы урока
На доске эпиграф к уроку:
Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте!...Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за васПусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!
Юлиус Фучик
Организационный этап. Построение класса. Вход в класс под звучание песни Д. Тухманова «День Победы». Приветствие.
Повторение материала предыдущего урока
У. Под песню какого композитора вы сейчас вошли в класс?
Д. Мы вошли в класс под песню Д. Тухманова «День Победы».
У. Абсолютно верно, это песня Д. Тухманова, на слова В. Харитонова «День Победы».
У. 9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.
Сегодня мы продолжаем говорить о музыке, которая рождалась и звучала как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенные годы и постараемся разобраться в многообразии музыкальных образов, созданных композиторами в этих произведениях. Тема нашего урока «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».
У. А какие чувства вы испытывали, слушая песню «День Победы?
Д. Гордости, ликования.
У. В какой форме написана она?
Д. Куплетной.
У. Какие еще музыкальные формы вы знаете?
Д: вариации, рондо, сонатная форма.
У. Давайте вспомним с вами, из каких разделов состоит сонатная форма?
Д. Сонатная форма состоит из 3 -х разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Экспозиция – это показ главной и побочной тем.
У. Какое произведение мы с вами слушали, написанное в сонатной форме и основанное на контрасте основных тем экспозиции- главной и побочной, столкновении образов?
Д. Увертюра Л. Бетховена «Эгмонт» (краткий рассказ об исторических событиях революции в Нидерландах 16 века, которые легли в основу произведения).
Актуализация знаний, введение в тему урока
У.Извечная борьба добра и зла отражалась в произведениях разных времен и народов, композиторами разных эпох. Сегодня мы будем говорить о развитии музыкальных образов в симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. В первые месяцы начала Великой Отечественной войны, в осажденном Ленинграде Д.Шостакович начинает работу над созданием крупного симфонического произведения – симфонией № 7. Посвятил ее городу Ленинграду, его жителям.
Просмотр учащимися фрагмента видеофильма «Блокада Ленинграда».
Объяснение темы урока
У. Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся 25 сентября 1906 г. в г. Петербурге. Он тяжело переживал за судьбу своего любимого города, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. Четыре части симфонии показывают схватку советского народа с фашизмом, раскрывают идею борьбы и торжества добра. Наиболее ярко столкновение двух образов показано в 1-й части, которая написана в сонатной форме. Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу. Это один образ.
У. Сейчас вы услышите эти партии. Какой образ несут в себе эти разделы экспозиции?
Слушание. Фрагмент главной и побочной тем экспозиции симфонии
Д. Образ Родины, спокойная жизнь советского народа, не предвещавшая страшной беды.У. В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод.
Учитель читает на фоне звучания эпизода фашистского нашествия:
Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется примитивная мелодия, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия»- картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не меняется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а примитивной, превращается в колоссальное чудовище – машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Слушание. Эпизод темы фашистского нашествия
У. Определите музыкальный образ
Д. Образ нашествия врага.
У. Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину и называется этот эпизод - темой фашистского нашествия.
У. Сколько музыкальных образов в 1 части 7-й Симфонии Д. Шостаковича?
Д. Два образа добра и зла.
У. Что такое музыкальная драматургия?
Д. Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов , образующих динамику музыкального звучания.
У. На чем построена драматургия симфонии?
Д.На столкновении двух образов – добра и зла.
У. 9 августа 1942 г. когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я симфония была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
У.Страшное слово – война! За ним разрушенные города, горе , слезы смерть миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.
Слайд ( концентрационный лагерь Освенцим).
У. Утонченные приспособления издевательств, мрачные печи крематория, кучи обуви среди которой много детской, огромное помещение заполненное волосами людей , где рядом с седыми блестят золотые локоны детей . Все это увидел когда посещал концентрационный лагерь Освенцим, который был создан на территории Польши вблизи города Освенцима во время второй мировой войны и где фашисты умертвили 4 млн. человек - композитор Вано Ильич Мурадели. Вместе с поэтом, писателем, участником Великой Отечественной войны – Александром Соболевым была написана песня «Бухенвальдский набат». Правда Бухенвальдский лагерь смерти находился не в Польше, как Освенцим, а в Германии. Но назначение всех подобных лагерей было одинаково – уничтожение людей. В печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв.
Слушание песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»
Вокально - хоровая работа
Слайд. Слова первого куплета песни.Разучивание 1-го куплета песни «Бухенвальдский набат»
У: Как надо петь песню, которая начинается словами: «Люди мира на минутку встаньте!». Можно ли обращаться ко всем людям на Земле с призывом « Встаньте!», а самим при этом сидеть?!» Исполнение учащимися 1-го куплета песни, стоя, в соответствии с её характером.
Рефлексия
У: Страшное слово – война!. Война принесла горе в каждую семью, в каждый дом. За ним разрушения, горе, слезы матерей.
Ученик 7 класса подготовил проект « Журавли над Родиной».
Исполнение песни « Журавли» сл.Р.Гамзатова, муз. Я. Френкеля
Итог урока:
У. Своеобразно сплетаются и противостоят друг другу образ добра и зла в 7-й симфонии Д. Шостаковича, и образ войны и борьбы за мир в песне «Бухенвальдский набат». А память не дает нам забыть о героях, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Д/з :Я прошу вас расспросить своих близких, родных о семейных преданиях, связанных с войной и подготовить вместе с родителями презентацию, используя аудио- и видеоресурсы Интернета. Лучшая презентации будет использована на празднике, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Список литературы:
Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987. Стр. 73–77.
И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. – Москва, «Музыка», 1987. Стр. 78–86.
Советская музыкальная литература. Выпуск первый, изд. 4-е переработанное и дополненное. Учебник для музыкальных училищ. – Москва, «Музыка», 1977. Стр. 355–364. Автор статьи Т.В.Попова.
Л. Данилевич. Книга о советской музыке. – Москва, МУЗГИЗ, 1962. Стр. 342–344.
Музыка в 4–7 классах: методическое пособие для учителя/ Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. Стр. 132, 133.