Конспект урока по русскому языку на тему Приставки и предлоги


Дата 10.12.2013 Предмет: русская речь
Учитель: Класс: 5
Количество учеников:
Тема урока: Приставки и предлоги
Тип урока: Урок изучение новой темы
Цели и задачи урока: Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова в процессе работы с текстом  и словом в технологии РКМ; учить детей выделять приставку из состава слова;
Развивающие: развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Методы и приемы урока:
Приемы ТРКМ: Групповая форма работы, индивидуальная работа, работа в парах.
«Верные – неверные утверждения», «Синквейн».
Ожидаемые результаты:
К концу урока дети должны правильно отличать правописание приставок и предлогов
Работа с одаренными детьми Основное понятие:
Приставки и предлоги Связь с пройденным материалом
Формативное оценивание: Оценивание : Фишки, смайлики.
оценка «5»
оценка «4»
оценка «3» 825587630008255382905004635571628000
Роль между учителем и учениками: Время:
Виды работы Роль учителя
Роль ученика

2мин. 1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять». Повторяют за учителем
2 мин Деление класса на группы Класс делятся на группы Повторяют за учителем
10 мин Стадия вызова
Актуализация знаний учащихся. Постановка темы и цели урока Прежде чем начать урок ребята давайте разгадаем кроссворд который лежит перед вами.

Запишите в тетради дату и тему урока “ Приставки и предлоги”.
запишите следующие слова.
Доехал, побежал, до деревни,по, дороге, про завод, прочитал, от острова,зашел, до магазина, в магазин,записал, выходить, входить, уходить, приходить.
Ваше задание найти в этих словах приставки.
Молодцы ребята, вы правильно нашли приставки, а что тогда эти слова в, от, до, про – это у нас предлоги.
- Попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.
- Что же именно мы должны повторить?
- Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
- Во-вторых, мы должны научиться выделять приставки в словах, а главное уметь определять их значение.
- В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок. Записывают в тетрадях и выполняют задание учителя
Решение кроссворда
Прием «верные и неверные утверждения»
 – Прежде чем приступить к основной работе, я предлагаю ответить на следующие вопросы.
-  Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что….» Если вы верите, то во второй строчке ставьте  знак «+», если нет, то «-». Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью  речи? (например, приставка за –  употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся. 1 2 3 4 5
- Положите перед собой листочки, на
которых есть таблица.
15 мин
Стадия осмысления 1. А сейчас мы с вами побудем волшебниками. Рассядьтесь по группам.
Возьмите карточки желтого цвета.
Вам необходимо превратить слова с приставками в слова с предлогами, запишите на карточке.
1 группа. Наручная повязка > повязка на руке.
2 группа. Настенный календарь > календарь на стене.
3 группа. Подземный переход > переход под землей.
4 группа. Подводные камни > камни под водой.
– Назовите слова с приставками, слова с предлогами. Докажите.
2. Составить предложение из слов.
Достаньте слова из конверта и разложите перед собой. Можем мы сказать, что это предложение.
дорожке, снежной, ребятишки, с, побежали, санками, по.
(Нет, так как слова не связаны по смыслу).
– Составьте предложение.
По снежной дорожке побежали ребятишки с санками. (Комментированное).
– Выделить приставку, подчеркнуть предлоги.
– Разобрать слово побежали по
составу (Взаимопроверка тетрадей)
– Все ли выполнили правильно.
Выполняют задание
1 мин Физминутка Каждой команде даю по карточкам и выполняют условие задании
Карточка №1
Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!
Карточка №2
Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”
Карточка №3
Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.
Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летели сугроб..и.
Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.
Проверка работ по карточкам.
10 Стадия рефлексии. - Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы.
Давайте вернемся к табличке «верные и неверные утверждения» и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
- Как вы ответили на этот вопрос?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной часть речи? (например, приставка за –  употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
-   Ответы на какие вопросы совпали, а на какие нет?
- Поднимите руку те дети, у кого совпали все ответы.
    (ученики дают ответы)
-   Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
                 
-  Сами вопросы и ответы на них показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?-
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже
Показывают, с каким настроением они уходят с урока
Выбрать понравившийся настроение
3 мин Итог урока Составить «Синквейн». Составляют синквейн
2 мин Д.задание Написать небольшое сочинение по иллюстрации на тему “Зимний лес”