Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему Приставки и предлоги


3 класс
Учитель: Хмылева Н.Н.
МБОУ Стеклозаводская СОШ
Тема: Предлоги и приставки.
Планируемые результаты:
Предметные: формулировать способ (алгоритм действия) нахождения приставки слова; применять полученные знания на практике; анализировать и устанавливать, от чего зависит правописание суффиксов -ек или -ик в слове; определять место безударного гласного в слове (корень, приставка, суффикс); устанавливать, всегда ли гласные в приставках по-, под-, от-, о-, про-, до- ударные, всегда ли безударные, могут ли быть ударными и безударными; использовать правило правописания приставок по-, под-, от-, о-, про-, до- на практике; формулировать правило «Предлоги с другими словами пишутся раздельно»; использовать правила правописания предлогов и приставок на практике.
Метапредметные:
- регулятивные: ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания, направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов; понимать и сохранять учебную задачу (работать со шмуцтитулом); оценивать выполнение действий по заданным критериям и вносить коррективы, уточнения; осуществлять итоговый контроль по результату; выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;
-познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решении учебных задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-коммуникативные: работать в группе, в паре: анализировать задания к упражнениям, распределять обязанности в группе, в паре, выполнять задания к упражнениям, оценивать результат выполнения работы по словарю и на основании взаимопроверки; работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы; работать в паре: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитии мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формировать положительное отношение к русскому языку как предмету изучения
Орг.момент.
Чистописание.
ао иея
а о и е я
- Установите закономерность. Продолжите.
- Нарисуйте шкалу. Что будем оценивать? (аккуратность)
- Поменяйтесь тетрадями. Оцените своего товарища на шкале.
(Высказывания детей)
Закрепление изученного материала.
- Почему эти буквы выбраны для чистописания и именно они стоят парами? (безударные гласные)
- А в какой части слова могут быть безударные гласные? (приставка, корень, суффикс)
- Посмотрите на карточки, какое задание нужно выполнить? (вставить безударные гласные)
- СИМВОЛ НА ДОСКЕ – как будем выполнять работу? (в группе)
- Итак, вставьте безударную гласную, изначально определив в какой части слова она находится. И при проверке подготовьте правило, которым пользовались.
***Работа в группе. (одна группа на ИД)
- Выступление групп:
1 гр.Безударная гласная в приставке «о» - надо запомнить приставки – О, ПРО, ПО, ОТ, ДО, ПОД.
2 гр. Безударная гласная в приставке «а» - надо запомнить приставки – НА, ЗА, НАД.
41192454330703 гр. Безударная гласная в суффиксе – ек, - ик. Алгоритм.
4 гр. Безударная гласная в корне. Правило.
С каким словом сомневались? (автобус) Почему?
Как точно узнать, какую букву нужно писать? (в словарике учебника)
Словарная работа. ***СИМВОЛ - РАБОТА В ПАРЕ.
- Есть это слово в учебнике? Что делать? (в орфографическом словаре).
- Какая безударная гласная в слове «автобус»?
- Запишите в тетрадь (1 у доски), разделите на слоги, поставьте ударение.
- Подберите однокоренное слово. (Автобусы – это однокоренное слово?) запишите – АВТОБУСНАЯ. Разберите по составу (1 у доски). - Какой части слова нет? (приставки)
Введение в тему.
- А что такое приставка? Вернемся к экрану (ИД).
- Подберите к данным словам приставки.
(проблемная ситуация со словом «автобус»). Что происходит?
- Почему к слову «автобус» нельзя подобрать приставку?
- Тогда может и перед другими словами предлоги?
- Чему будем учиться на уроке? (отличать предлоги и приставки, стр. 3)
- Сформулируйте тему нашего урока, (предлоги и приставки)
Работа по теме урока.
- Что вы знаете о предлогах? (часть речи, пишется с другими словами отдельно, служит для связи слов в предложении)
***РАБОТА С ИД.

- Посмотрите на экран – в этом сказочном домике живут предлоги, они очень самостоятельные и у каждого свое место. Давайте попробуем поставить их на места. Что нам может помочь? (стрелочки).
- Запишите в тетрадь, где живут предлоги (по дороге, под крышей, на крыше, из окна, в дверь) – с комментированием.
- Определите, какой частью речи являются слова рядом с предлогами? (сущ)
Подведем итог: Как пишутся предлоги с другими словами?
К какой части речи относятся предлоги?
7.Формулировка правила.
-Давайте вернемся к той проблеме, которая возникла у нас в начале урока?
***РАБОТА С ИД
- Итак, если предлоги употребляются с существительными, то, что нужно, прежде всего, сделать, чтобы узнать предлог это или приставка? (определить часть речи)

- Работа со словами: что делает? летает – глагол, значит приставка, что делали? подносили– глагол, значит приставка, что сделал? смотрел – глагол, значит приставка, что сделал? сказал – глагол, значит приставка. Что? Автобус, сущ. Пробуем вставить слово (красивый), значит предлог.
- Посмотрите на слова с приставками, какой вывод можно сделать? (это глаголы и перед глаголами приставок не бывает)
- Давайте попробуем составить алгоритм, пользуясь которым мы сможем определить приставка или предлог. С чего начнем? (часть речи)
****Работа в группе. Составление алгоритма.
Выступление групп. Выведение общего алгоритма.
Закрепление. Самостоятельная работа
- Внимание на экран, прочитайте предложение. Пользуясь алгоритмом, раскройте скобки и спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Проверка. Оцените себя на шкале. Нарисуйте вторую шкалу. Оцените на сколько трудным было для вас это задание.
- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Выделите грамматическую основу.
3817620243840Рефлексия.
Над какой темой работали?
Чему учились?
Опираясь на экран, продолжите высказывание.