Конспект урока по русскому языку на тему Приставки и предлоги

Правописание приставок и предлогов
Учитель начальных классов: Петрова Анастасия Михайловна
Город Тюмень
МАОУ СОШ № 15
Тема: Правописание приставок и предлогов.
Цели:
развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их речи и писать;
развивать речь учащихся;
учить анализировать.
Оборудование: учебник, презентация по теме урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Чистописание ЧчЧч
Вставь пропущенные буквы (Ч)айковский, (ч)айка, (ч)еканка, (Ч)истополь, (ч)ереп, (ч)емодан.
II. Подбор однокоренных слов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 2)
1. Подобрать однокоренное слово с другой приставкой. 2. Обозначить ударение, выделить корень и приставку.
След – выследить, Свист – просвистеть, Смотр – посмотреть,
– Какие слова являются проверочными и почему?  (Красным цветом выделены вопросы, которые появляются на слайдах.)
III. Постановка цели урока ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 3)
– Что вы знаете о правописании приставок? – Что вам известно о предлогах? – Цель урока: учиться различать приставки и предлоги.
IV.  Работа над новым материалом
1. Сообщение темы урока, цели. 2. Наблюдение над приставками и предлогами ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 4)
– Запишите слова в два столбика. – Как разделить слова на две группы?
(За)горой,  (за)бежать,  (с)вернула, (с)крыши,  (на)конверте,  (на)резать, (в)летел,  (в)клетку,  (по)бежать, (по)дороге.
3. Сравнение предлогов и приставок ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 5)
4. Упражнение в распознавании приставок и предлогов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайды 5, 6)
Интерактивная доска: Запишите предложения. Подчеркните предлоги, выделите приставки.
Лодка отплыла от берега. Солнце зашло за тучу.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 8) Вставьте подходящее по смыслу слово между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
Воробей забился под крышу.
VІ. Итог урока.
VІІ. Домашнее задание: СП с98 упр 241 ( а,б,в0 словарные слова Алфавит, арбуз, береза, ворона, воробей, восток,)

Написание предлогов и приставок. 3-й класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Презентации к уроку
Загрузить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (345,5 КБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:
Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
Воспитывать интерес к познанию нового.
Ход урока
1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1
- Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться , а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?
(ответы детей-приставки:предлоги:)
2. Чистописание
(Написание буквы о с верхним и нижним соединением , на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)
Так приставка или предлог?
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!
3. Постановка темы урока:
Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2
Повторим правила игры "Предлоги"
(ответы детей)
- Предлог - это слово.
- Предлог служит для связи слов в предложении.
- Он пишется раздельно со словом.
- Никогда не пишется с глаголом.
- Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.
По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.
Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.
Возможные варианты предложений:
На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга .С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.
2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3
Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"
(ответы детей)
- Приставка - это часть слова.
- Она служит для образования слова.
- Пишется слитно.
- Употребляется в словах различных частей речи.
- Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.
- Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!
(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа)
Красуля от Бараши отъехала, совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала, на пригорок быстровъехала и до ромашек доехала!
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. Стоп! Немного отдохнем И домой пешком пойдем.
3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4
(по признакам угадываем :что это - предлог или приставка)
4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5
(примерная запись в тетради:
прикатился - закатился
приползла - уползла
привязали - отвязали
прибили - выбили)
5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6
(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.
(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске)
6. Домашнее задание
- Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.
7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7
Обобщение
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали о приставках и предлогах?
Рефлексия
- Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?
- Что вас порадовало на уроке?
- Какие задания выполняли с удовольствием?