Презентация на тему Развитие мелкой моторики рук. Зависимость движений и речи.


«Развитие мелкой моторики рук. Зависимость движений и речи»Гвоздева Ольга Васильевна учитель – логопед МБОУ СОШ №45 г. Сургута 2015 г.

Содержание 1.Что такое мелкая моторика ?2.На что влияет уровень развития мелкой моторики ?3.И. М. Сеченов.4.И. П. Павлов.5.Зависимость мелкой моторики и речи.6.Развитие новорожденного малыша.7.Что умеет малыш во втором полугодии ?8.Речь в конце первого года жизни.9.Развитие артикуляционной моторики.10.Развитие зрительно – моторной координации.11.Развитие мелких движений с предметами.12.Начинаем развивать мелкую моторику до поступления в школу.13.Массаж пальчиков.14.Развитие навыков самообслуживания.15.Развитие мелкой моторики – важная часть в подготовке к школе.16.Тренировка движений пальцев рук – важнейший фактор стимулирующий речевое развитие.17.Список используемой литературы.








Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. И.М.Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: «Можно смотреть не слушая, и слушать не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения».
По мнению И.П.Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Новорожденный ребёнок обладает набором первичных автоматизмов, обеспечивающих, прежде всего, акт сосания и регуляцию мышечного тонуса а зрительное и слуховое восприятие находится в рудиментарном состоянии. Но уже к 6 месяцу жизни разглядывание становится важнейшим способом изучения окружающего мира.

Во втором полугодии жизни малыша начинают включаться третичные поля, с активизацией которых и связано речевое развитие у ребёнка формируется пассивный словарь ( понимание отдельных слов, связанных с каким либо предметом).
К концу первого года жизни ребёнок произносит первые слова, что связано с развитием всей моторной области (формирования навыка ползания, прямое стояние и хождение с поддержкой, а к одному году и самостоятельная ходьба).
Что же касается артикуляционной моторики то она формируется несколько медленнее и включается в деятельность по мере развития речевого общения и нервной системы. Так заканчивается формирование функциональных систем, объединяющихся в более крупные блоки, выполняющие сложные сенсомоторные функции, обеспечивающие дальнейшее развитие ребёнка.
Развитие зрительно – моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте и уже примерно к 6 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случаем ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии навыков самообслуживания – застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе
Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка!!!
Список используемой литературы1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org2. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [электронный ресурс] / Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596. -http://www.moluch.ru3. Шкуратова Е. А. развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] - http://www.scienceforum.ru4 Артеменко О.Н., Азарян К.А., Хлебникова Н.И. развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста: условия и основные направления коррекционной работы. [Электронный ресурс] - http://www.scienceforum.ru