Консультация по логопедии Кинезиологическая гимнастика



Кинезиологическая гимнастика
Подготовила:
Учитель-логопед:
Галаганова А.С.
г.-к.Кисловодск
2017г.

Кинезиология – наука о движении («кинезис» – движение, «логос» – наука), дословно - движение навстречу духовному и физическому воспитанию.
Целью кинезиологической программы является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.
Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи, благодаря чему помогает в коррекции дислексии.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
1. Массаж ушных раковин
«Уши сильно разотрем и погладим, и пожмем».
Помассировать мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
2. Качание головой
«Покачаем головой - неприятности долой».
Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
Кивки
«Покиваем головой, чтобы был в душе покой».
Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.
Шея – подбородок
«Опусти голову и ею покрути».
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.
Домик
«Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем».
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
Ладошки
«С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим».
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
Колечко
«Ожерелье мы составим, маме мы его подарим».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно: указательный, средний... Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Внимание
«Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить».
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при ослаблении – вдох.
Поворот
«Ты головку поверни, за спиной что - посмотри».
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
Ладошки
«Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем».
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
Потанцуем
«Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать».
Поднять левую ногу, согнуть ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
Дерево
«Мы растем, растем, растем и до неба достаем».
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх.
13. Водолаз
«Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем».
Лечь на спину. Вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
14. Отдохни (снятие эмоционального напряжения)
«Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой».
Сжать пальцы в кулак с замкнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Очищение
«Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать».
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.
Позевай
«Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем».
Закрыть глаза и массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева. Затем сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
Руки
«Рукам чтобы силы дать - нужно крепче их сжимать».
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
Запястье
«Чтоб сильна была рука, разотрем ее слегка».
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать.
Ладонь
«На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри».
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой ладони.
Упражнения для развития абстрактного логического мышления
Язычок
«Язычок вы покажите, на него все посмотрите».
Движение языком вперед – назад.
Язычок
«Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром».
Движение языка в разные стороны.
Ротик
«Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать».
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения сначала слева направо, а затем наоборот.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации
глазных мышц
«Чтобы зоркими нам быть, надо глазками крутить».
Вращать глазами по кругу, по 2-3 секунды.
«Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле».
В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
«Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг».
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая по кругу, затем из стороны в сторону.
«Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать».
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки глаз и держать 1-2 секунды.
5. «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала».
6. «Нужно глазки открывать, чтобы чудо не прозевать».
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
7. «Быстро – быстро поморгай, отдых глазкам быстро дай».
Быстро моргать глазами в течение 1-2 минут.
«Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд».
Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против.
Упражнения для развития памяти
Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из картона и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить ребенку изготовить (вылепить) букву самому. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-4 букв на основе осязания. Последующий этап тренировки - буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отображении.
Складываем большой и указательный пальцы кончиками вместе. С усилием прижимаем их друг к другу, сгибая в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
Упражнения на развитие внимания
(по мере необходимости)
1. Кончики растянутых вместе пальцев правой руки проводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют это движение быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.
2. Раскрывают пальцы левой руки, слегка пожимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия - вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
Упражнение для снятия эмоционального напряжения
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
Тренинг на активацию работы левого и правого полушарий
(Комплекс № 1)
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем и поочередно, последовательно, указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения рук на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: распрямленная ладонь, лежащая на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь, стоящая ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или затруднении в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.
4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».