Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения.
Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения.Касимова Анна Анатольевна,учитель начальных классовшкола № 97, г. Ижевск Prezentacii.com «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.» В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
Prezentacii.comНеобходима систематическая работа над развитием и совершенствованием навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.Правильное чтение – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Prezentacii.comРазновидности ошибок:1) Искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов, строчек - перестановка… - замена…2) Повторы слогов, слов.3) Нарушение нормального литературного произношения: - ударение - интонация - орфографическое чтение.
Prezentacii.comПричины ошибок у детей:- несовершенство зрительного восприятия-неразвитость зрительного аппарата- нехватка дыхания- незнание орфоэпических норм- незнание лексического значения слова.
style.rotation
Prezentacii.comДля развития правильного и беглого чтения необходимо проводить систематическую работу:-дыхательную гимнастику: Упражнения:« Задуй свечу».2. Обрызгай бельё водой.3. «В цветочном магазине» 4. Выдох со счётом.5. Использование скороговорки.
Prezentacii.com- развитие артикуляционного аппарата ( умение чётко выговаривать звуки и их сочетания), дикции: - работа с чистоговорками и скороговорками - звукоподражание животным ( коровки , собачки, кошечки, козочки, комарики, поросята, гуси, уточки,…) - звукоподражание ветру, поезду, часам, …
Prezentacii.com - для разогрева голосовых связок распевные упражнения:а) Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы медведицы кушать (протяжно, чётко проговаривая звук «м»): Мам мёду б нам, мам, молока б нам.б) В лифте.Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот.
style.rotation
Prezentacii.com- совершенствовать зрительное восприятие, развивать оперативное поле чтения и память:- запись слов мокрой тряпкой – заставляет ребёнка читать быстро и запоминать слова (объём увеличивать).- «Собери слово» ( слова рассыпаны на буквы, слоги по всей доске). - «Найди начало и конец слова». - «Найди слово» (оно спрятано в других словах): полоса, машина, … -
style.rotation
Prezentacii.com - « Волшебные слова» (последняя буква является первой буквой второго слова. - «Найди в словах спрятанный одинаковый слог» ( «кра»): Искра, красный, крапива, украл, краб, красота, покрасил.
Prezentacii.comУпражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. - Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, например: школа, город и т.д. - Игра «Снежный ком»: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;
Prezentacii.com - Чтение и воспроизведение (что запомнил) «пирамидок», например: бури снег ветры весна ураганы ручьи разыграйся побежали заморозить зазеленела
style.rotation
Prezentacii.comЗрительные диктанты. По И. Т. Федоренко.Способствуют развитию оперативной памяти.Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.Затем использовать задания повышенной сложности: - запишите предложения в обратном порядке; - запишите только второе и пятое предложения; - запишите предложения с третьего по шестое.
Prezentacii.comРабота по таблицам Шульте.22 9 14 18 73 12 6 23 2021 4 1 25 1513 5 24 11 1710 8 19 2 16Развитие поля зрения по горизонтали.
Prezentacii.comсокноскисамСветаместокатоккукламагазинивакреслоклеткакукларакРабота со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
ppt_xxshearppt_x
Prezentacii.comУпражнения для выработки правильного чтения:-Чтение слов наоборот по буквам.-Чтение только «второй» половины слова ( очень часто дети читают правильно только начало слова, а в конце делают ошибки).-Чтения «пунктирно» написанных слов с пропущенными буквами, степень «разрушения» увеличивается.
style.rotationppt_wppt_y
Prezentacii.com- Чтение слов с прикрытой верхней или нижней частью слова.- Поиск и чтение в тексте заданных слов.- Чтение слов, отличающихся одной буквой.Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;мышка – мошка – мишка – миска.- Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
ppt_yppt_yppt_y
Prezentacii.com- Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.- Чтение «перевёртышей».А роза упала на лапу Азора. Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Prezentacii.com Памятка для ученика «Учись читать правильно»: - Следи, чтобы глаза двигались по строчке.- Не возвращайся к чтению прочитанного слова, если понял его.- При чтении будь внимательным к каждому слову.- Старайся понять то, о чём читаешь. - Читай ежедневно.
style.rotation
Prezentacii.comВыразительное чтение – чтение с соблюдением нужной интонации, темпа, правильно поставленным логическим ударением. Это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.Упражнения для развития выразительности:- Интонационная разминка: радостная, печальная, ласковая, гневная, шуточная, серьёзная…- Интонация перечисления, завершения, противостояния.
Prezentacii.com- Поставь логическое ударение: Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку!Как меняется смысл предложения? Вывод: логическое ударение уточняет смысл предложения.- Прочитай в нужном темпе: быстро, ритмично, медленно.
style.rotation
Prezentacii.comСознательное чтение - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.1 уровень - осмысление значения каждой языковой единицы текста:- понимание слова, его прямого и переносного значения; - понимание предложения; - связь предложений по смыслу между собой; - понимание части текста; - понимание общего смысла всего текста.
Prezentacii.com2 уровень - осмысление подтекста произведения, уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному.3 уровень - осознание себя как читателя- ребёнок осознаёт свои читательские интересы, обладает умениями, которые могут их удовлетворить, сознательно определяет круг своего чтения, ориентируясь на свои возможности.
style.rotation
Prezentacii.comМетодическая система В. Н. Зайцева выделяет несколько резервов обучения чтению. 1). Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.2). Жужжащее чтение.3). Ежеурочные пятиминутки чтения. 4). Чтение пред сном. 5). Режим щадящего чтения 6). Многократность чтения.7).Приём стимулирования учащихся.
ppt_xxshearppt_x
style.rotation
Prezentacii.comСпасибо за внимание!