Классный час: Образование и патриотическое воспитание молодежи на культурно-историческом наследии России


МБОУ ЧАПАЕВСКАЯ СОШ
ОБРАЗОВАНИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА КУЛЬТУРНО –
ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИИ.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 8 КЛАССА ШАБУНИН С.А.
2015

В октябре 2010 года Правительство РФ приняло Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно - это любовь к своей Родине. Еще Петр Чаадаев, живший в 19 веке, говорил: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами…. Я полагаю, что мы пришли после других, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в заблуждения и суеверия».
Для каждого человека Родина начинается с вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края, с людей с которыми мы каждый день контактируем и, конечно, истории всего Отечества в целом.
Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.
Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи
Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.
К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:
выставки;
проведение конкурсов;
коллективно-творческие дела;
фестивали творчества;
посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
благоустройство памятников истории;
беседы и классные часы;
оборонно-спортивные игры;
районные и областные тематические конкурсы и т.д.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.
Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.
Военно-патриотическое воспитание молодежи
Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.
Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:
изменение ценностных ориентиров молодежи;
снижающийся образовательный уровень молодежи.
Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма. Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.
Между тем, среди учащихся нашей школы имеется категория «группы риска» - это дети из асоциальных, малообеспеченных семей. Эта категория детей является особо уязвимой, так как среди них процент курящих и имеющих возможность употреблять спиртные напитки значительно выше, чем среди остальных школьников.
Дети из подобных семей находятся на постоянном контроле со стороны педколлектива и администрации школы. Они, в обязательном порядке, вовлечены в различные виды внеурочной, кружковой деятельности.
Чапаевская СОШ носит звание «казачьей», что накладывает на воспитательную работу дополнительную нагрузку, но зато дает более широкие возможности для патриотического воспитания школьников.

На постоянной основе работает казачье детское объединение «Донцы», задачей которого является привитие любви к своему краю, традициям, почитание казачьих заповедей.
Систематически проводятся занятия классных и школьного атаманов в районной школе атаманов «Сполох».Создан военно – исторический музей с панорамой «Битва за х. Чапаев», в котором регулярно проводятся экскурсии учащихся.
Работает группа «Поиск», занимающаяся сбором материалов о ветеранах ВОВ, участниках событий в Афганистане, Чечне, о тружениках тыла, детях войны и известных жителях х. Чапаева.
Ребята и их родители, участвуют в районных мероприятиях: «Юнная казачка», «Юнный атаман», «Семейная казачья династия»
Два раза в год учащиеся посещают Белокалитвинский районный музей.
В школе традиционно проводится военно – патриотический месячник с привлечением к нему тружеников тыла и детей войны.
Традицией стало торжественное посвящение учащихся начальной школы в казачата.
С момента зарождения учащиеся непременные участники военно- полевого похода Усть – Белокалитвинского казачьего юрта.
В школе ведется шефская работа с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми войны и пожилыми людьми.
Учащиеся принимают активное участие во всех военно – патриотических спортивных мероприятиях.
Школьники принимают участие в международных «Каяльских чтениях».
В учебный план школы включены предметы: «История православной культуры» и «История Донского края».
Очень хорошо налажена работа по экологическому направлению. В нем учащимся прививается не только любовь к родной природе, но и воспитывается понимание бережного отношения к ней.
Во внеклассной работе пропагандируется необходимость трудиться на родной земле и уважение к нелегкому труду сельского жителя.
Традицией стали выставки рисунков, плакатов, стенгазет, посвященных Родному краю, обычаям, традициям казачества.
Школьники ведут постоянную работу по благоустройству памятников и захоронений павших в Великой Отечественной войне.
Постоянно участвуют в субботниках, занимаются благоустройстройством школьной и хуторской территорий.
То, что патриотическое воспитание в нашей школе, ведется в правильном направлении свидетельствуют награды и грамоты не только районных конкурсов, но и областных.