Эссе на тему «Особенности учреждений дополнительного образования детей как воспитательных организаций».
Эссе на тему
«Особенности учреждений дополнительного образования детей как воспитательных организаций».
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Давайте рассмотрим особенности учреждений дополнительного образования детей. Уже сама по себе специфика вхождения ребенка в воспитательную организацию особенна, приведу пример: ребенок посещает учреждение добровольно, без принуждения, самостоятельно выбирает детское объединение, содержания предметной деятельности. Дети и их родители выступают заказчиками образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования. Такие отношения как заказчик – исполнитель дают возможность для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, от этого зависит возможность реализации образовательной программы педагогом.
Добровольное вхождение в воспитательную организацию предоставляет детям возможность выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего их интересам и способностям. Возможность перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения, позволяет учащимся обучатся по так называемому «индивидуальному маршруту». Что же может быть лучше, чем то, что у ребенка есть возможность развиваться в собственном индивидуальном темпе!
Ещё одна замечательная, на мой взгляд, особенность дополнительного образования детей - отсутствие жестких образовательных стандартов, и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как: творческость жизнедеятельности детских объединений; разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов; регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; межличностные отношения между педагогом и воспитанниками носят характер диалога.
Диалог между педагогом и воспитанником позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь по такой проблеме как негативное отношение ребенка к себе. Это такие ситуации как низкая самооценка, непринятие себя, связанные с самыми различными причинами. К другой проблеме относится сфера самопознания, определения себя в актуальной жизни. В учреждениях дополнительного образования данные проблемы становятся актуальными для воспитанника вследствие необходимости осуществлять самоопределение в различных ситуациях. Есть и такая проблема, как конфликтное общение со сверстниками, учителями, родителями и т.д. это выражается в грубости, использование ненормативной лексики, неумение излагать свои мысли, слушать внимательно и уважительно.
И на помощь в решении этих проблем приходит учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация следующим образом: воспитанникам оказывается индивидуальная педагогическая помощь - информация по проблеме, совет, иногда педагог выступает в роли инструктора по проблемам учащихся, всё это именно та помощь, которую ребенок готов принять. И принимает эту помощь ребенок потому, что он выбрал учреждение, а вместе с ним и своих наставников – педагогов - воспитателей добровольно, без принуждения!
Огромно воспитательное воздействие, которое оказывает на детей дополнительное образование. Участие детей и подростков в творческих коллективах по интересам позволяет каждому реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся в свободное от уроков время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Детские коллективы, не связанные напрямую с учебной деятельностью, создают благоприятную возможность межличностных взаимодействий учащихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга в единый коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления традиций в коллективах, формированию духа «своего» объединения.
Заголовок 1Заголовок 215