Методическое сопровождение молодых педагогов по теме «Активизация познавательной деятельности школьников через использование интерактивных педагогических технологий».


Методическое сопровождение молодых педагогов по теме «Активизация познавательной деятельности школьников через использование интерактивных педагогических технологий»
Козина Елена Сергеевна, учитель физики МОУ СОШ № 19 г. Томска
В настоящее время, педагоги участвуют в реализации модели профильной школы, организуют подготовку и проведение единого государственного экзамена, знакомясь с новыми технологиями, пытаются перестроить учебный процесс, поднять активность ребят, заинтересовать их, заставить работать с полным напряжением своих возможностей.
От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. А современное молодое поколение не мыслит свою деятельность без использования компьютеров, смартфонов и планшетов, без возможности быстрого поиска информации из сети Интернет. В настоящее время очень популярны игры с использованием квест технологии. Подростки собираются в группу и с удовольствием выполняют задания квест-игры по различным темам.
Новый век принёс новые идеи. Началось внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Находясь в постоянном контакте с подрастающим поколением, учитель и сам должен развиваться и шагать в ногу со временем. Использование информационных технологий имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Огромные возможности для подготовки выпускников школы даёт использование технологии «Образовательный Веб-квест» и типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access».
В педагогике «Образовательный Веб-квест» – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернет. Веб-квест - это сайт в Интернете (т.е. урок или внеклассное мероприятие, созданное в форме сайта), с которым работают учащиеся разных категорий, выполняя ту или иную учебную задачу. Впервые эту идею предложили Берни Додж и Том Марч, учёные Института образовательных технологий Сан-Диего (США). Совместно с учителем информатики нашей школы, созданы сайты по физике «Электромагнитная индукция», «Силы в природе», «Магнитное поле».
Самая естественная форма работы учителя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения информационных технологий в обучении на уроках физики разного типа.
Так для уроков получения нового знания можно использовать как готовые цифровые образовательные ресурсы, [6,7]так и собственные. Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
На уроках контроля и оценки уровня усвоения учебного материала используются как готовые тесты, [3,4] так и собственные разработки. Сегодня перед учениками старших классов поставлена задача успешной сдачи единого государственного экзамена. При подготовке ребятам необходимо огромный объём задач отработать самостоятельно. Для систематизации данного материала была составлена подборка компьютерных вариантов банка задач вузов, а также ЕГЭ прошлых лет. Данный материал позволяет обучающимся работать как в классе, так и по индивидуальной программе. В рамках одного из видов творческой работы учениками старших классов были составлены мультимедийные презентации задач уровня «С» по нескольким темам и разделам.
При проведении интегрированных уроков очень удобно использовать в той или иной комбинации все основные структурные элементы: повторение пройденного материала (электронный учебник, презентации учащихся), контроль знаний (тесты, диктанты), практические задания на компьютере и др.
Физика - наука экспериментальная, её преподают, сопровождая демонстрациями опытов и лабораторными работами. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести такую работу. Используя компьютер, можно решить данную проблему. Для демонстрации предлагаются, короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и виртуальные лабораторные работы, где ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Это позволяет быстрее и качественнее объяснить учебный материал, повышает наглядность и доступность обучения, даёт возможность неоднократной демонстрации[2].
В любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения. Процессы показываются с помощью графиков, схем, или таблиц. Очень удобно использовать электронный вариант таблиц, созданных по материалам учебника В.А Касьянова для профильной школы. Таблицы сопровождаются красочными рисунками, схемами и формулами.
На уроках обобщения и систематизации изученного учебного материала применяю игровую и информационную технологии. Среди множества путей воспитания у школьников интереса к предмету одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Особый интерес учащиеся проявляют к мультимедиа ресурсу, сделанному по типу телепередачи «Своя игра». Такие уроки очень нравятся ребятам, игра позволяет систематизировать и закрепить изученный программный материал, а также развивает творческие способности учащихся, а применение компьютера делает такой урок более зрелищным.
В этом учебном году, совместно с молодым педагогом, проведены открытые внеклассные мероприятия: «Физика за чашкой чая», КВН «В мире точных наук», с использованием заданий метапредметной направленности [1]. Игра на уроках физики способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах.
Считаю, что занятия с применением информационных технологий:
- создают у ребят положительный эмоциональный настрой к учебе (так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия, что повышает эффективность восприятия до 65%. (слуховая 15%, зрительная 25%);- более того, наличие конспектов в виде тематических цифровых ресурсов даёт возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.
-решен вопрос эксперимента;
- это ново, интересно и является отражением весьма активного процесса компьютеризации экономики и всех сфер нашей жизни.
Материалы, созданные школьниками для уроков с использованием компьютерных технологий, способствуют формированию информационной компетентности учеников. Такая деятельность развивает способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Настало время вооружить учителя новым инструментом и результат незамедлительно скажется в последующих поколениях.
Литература
Издательский дом «Первое сентября», http://festival.1september.ruа
Кадышевский В.Г., Панебратцев Ю.А., Ванков И.Д., Димитрова М.И. Ломаченков И.А. Белага В.В, Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы». Ресурсы Интернет портала единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ruРепетитор по физике, «КиМ», 2009г.
Регельман В.И. http://physics-regelman.com/Сеть творческих учителей России. http://www.it-n.ru.
Физика, библиотека наглядных пособий, 7 – 11 классы, «Дрофа», 2008 г.
Уроки Кирилла и Мефодия, физика 7, 8, 10, 11 классы, 2007г