Методические рекомендации начинающему преподавателю.
РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧИНАЮЩЕМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ПЛАН УРОКА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
I. Общие:
Наличие учебно-планирующей документации.
Выполнение учебных планов и программ.
Соответствие плана урока перспективному плану.
Подготовка учащихся к уроку. Домашнее задание.
Оценка правильности определения целей и задач.
Рациональность структурного построения урока, целесообразность распределения на элементы.
Рациональность выбора учебного содержания материала.
Оценка методов проведения урока, способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Осуществление межпредметных связей.
Эффективность способов решения воспитательных задач.
Использование наглядных средств и ТСО.
Организация самостоятельной работы учащихся.
Индивидуальная работа на уроке.
Привитие любви к предмету.
Нравственная атмосфера на уроке.
Методика контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Проведение практических упражнений и лабораторных работ на уроке.
Контрольные работы и их выполнение.
Органическое единство процесса обучения и воспитания.
II. Дидактические:
Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету.
Выбор наиболее рациональных методов обучения, стимулирования и контроля.
Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения.
III. Воспитательные:
Постановка воспитательных задач обучения, идейно-нравственная направленность.
Формирование у учащихся эстетического вкуса, обеспечение технической связи с жизнью и практикой.
Формирование у учащихся познавательных интересов.
Всестороннее изучение и учет уровня развития и психофизических особенностей учащихся (типы мышления, памяти, внимания).
Соблюдение педагогического такта.
IV. Организационные:
Наличие продуманного плана проведения урока на основе календарно-тематического плана.
Организационная четкость проведения урока (современность начала, максимальное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность, закономерность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении урока).
ЦЕЛИ УРОКА
I. Учебные
Обеспечить в ходе урока освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...
Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...
Добиться, чтобы учащиеся за урок обрели определенный запас знаний по вопросам...
Сформировать у учащихся понятия о...
Дать знания учащимся о...
Углубить знания учащихся о...
Закрепить знания учащихся и научить самостоятельно проводить анализ...
Формирование научных знаний.
Раскрытие содержания знаний и понятий.
Расширение знаний учащихся по отдельным вопросам.
Закрепление и расширение знаний
II. Развивающие
Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения...
Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение учащихся в дискуссию...
Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).
Развивать интерес к учению (применением ТСО, профориентации, игровых моментов).
Развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).
Формирование положительного отношения к учению, интересов, способностей.
III. Воспитательные
Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей урока...
Обеспечить изучение работ классиков...
Содействовать воспитанию эстетических взглядов...
Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
Воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности...
Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).
Воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
Увязка материала с директивными документами.
Воспитание чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.
Воспитание бережливого отношения к собственности.
ТИПЫ УРОКОВ
I. Уроки усвоения новых знаний.
П. Уроки закрепления и усовершенствования знаний и умений - на них происходит вторичное осмысление материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения их прочности. Закрепление и применение знаний при этом может производиться на репродуктивном и творческом уровнях.
III. Повторительно-обобщающие уроки - проводятся для воспроизведения и систематизации знаний и умений, что способствует восполнению пробелов, более глубокому раскрытию основных положений и узловых вопросов темы, раздела, предмета в целом. В процессе обобщения и повторения знания и умения обогащаются и расширяются, учащиеся овладевают новыми сведениями и способами учебной деятельности.
IV. Контрольно-проверочные работы.
V. Комбинированные уроки - на них решается ко
·мплекс дидактических проблем.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Методы обучения
Словесные - рассказ, беседа, лекция, учебная работа под руководством преподавателя, работа с книгой, познавательная игра, учебная дискуссия, создание эмоциональных ситуаций, применение звукозаписи, радио, телевидения.
Наглядные - демонстрации (наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов, телепередач); иллюстрации (картин, репродукций, плакатов); самостоятельные наблюдения.
Практические - опыты, упражнения, самостоятельные работы, письменные лабораторные работы, контрольные работы.
Методы уроков
Объяснительно-иллюстративный - сущность которого состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию различными средствами, а учащиеся воспринимают ее, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный отличительная черта которого - воспроизведение и повторение учащимися по образцу, данному умению, определенных способов деятельности, связанной с применением полученных знаний, при этом у учащихся формируются умения и навыки пользования знаниями.
Проблемное изложение - в ходе которого учитель ставит определенную познавательную проблему, сам ее решает и показывает пути решения, вскрывая при этом ход мыслей.
Частично-поисковый - предполагающий расчленение познавательной проблемы на определенные взаимосвязанные части (шаги) и активное включение учащихся в поиск решения.
Исследовательский - который представляет собой способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания:
проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
выборочная проверка конспектов;
проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
Повторение пройденного материала.
Изложение нового материала по плану.
Самостоятельной усвоение новых знаний:
работа с учебником;
просмотр кинофильма;
просмотр телепередач;
выполнение лабораторной работы;
работа с наглядными пособиями;
работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
Закрепление нового материала:
повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
повторение учащимися основных положений темы;
ответы на вопросы;
выполнение упражнений устных и письменных;
решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
проведение опытов.
Самостоятельная работа учащихся:
работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
вычерчивание схем, эскизов, графиков;
письменная фронтальная работа;
индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
тестовые задания;
диктанты;
решение примеров и задач;
вывод формул;
написание сочинений, творческих работ;
разрешение проблемных ситуаций.
Подведение итогов урока:
систематизация и обобщение знаний;
анализ усвоения учащимися программного материала;
выставление и корректирование оценок;
анализ проделанной на уроке работы;
поведение на уроке.
Домашнее задание:
выделение основного в домашнем задании;
изучение материала по новой теме;
выполнение упражнений по новой теме.
Индивидуальные задания учащимся:
подготовка рефератов различной тематики;
сбор материала, документации и так далее;
выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ
Календарно-тематические планы по предмету;
Поурочные планы;
Планы комплексного методического обеспечения предмета;
План развития кабинета на год;
График работы кабинета;
Паспорт кабинета;
План работы кружка по предмету;
План работы с группой на месяц.
ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
I раздел. Учебная документация.
№
Наименование документации
Примечания
1
2
II раздел. Учебная литература для учащихся.
№
Вид литературы
Имеется (автор, название)
Количество
Требуется (автор, название)
Количество
1.
Учебник
2.
Справочник
III раздел. Методическая и учебная литература для преподавателя.
№
Вид литературы
Имеется (автор, название)
Количество
Требуется (автор, название)
Количество
1.
Учебник
2.
Справочник
IV раздел. Средства обучения для раскрытия тем программы.
№
Наименование тем и подтем
Средства
обучения
Имеется
Требуется (приобрести, изготовить)
ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА
I. Организационная работа:
организовать дежурство в кабинете;
составление графика проведения генеральных уборок;
подготовка кабинета к зиме;
ремонт кабинета.
П. Материально-техническое оснащение кабинета:
оформление (обновление) стендов;
положение книжного фонда;
изготовление моделей;
оформление поурочных (тематических папок).
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615