Методика развития алгоритмического мышления в рамках изучения дисциплины «Информатика» в учреждениях СПО
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Методика развития алгоритмического мышления
в рамках изучения дисциплины «Информатика»
в учреждениях СПО
Составитель: Лавров В.В.,
преподаватель ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Короча 2016Методы обучения, используемые на занятиях по формированию
алгоритмического стиля мышления.
В практике обучения информатике преподаватель пользуется различными методами и способами донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося. Отметим лишь некоторые из методов:
• словесные;
• наглядные;
• демонстрационные;
• алгоритмические.
Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения целесообразно выбрать демонстрационный метод. Обычно на каждом уроке применяются все вышеназванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу учащихся. В итоге, учащиеся в полной мере, а главное за короткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе.
Основным средством, позволяющим достичь высоких успехов в обучении, является комплекс дидактических материалов.
Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные обще дидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора заметно повышают познавательную активность слушателей за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.
В свою очередь, практические методы делятся на:
метод целесообразно подобранных задач;
выполнение практикумов;
выполнение лабораторных работ;
программирование.
С точки зрения деятельностного подхода к процессу обучения, а также в целях закрепления или познания теоретического материала и формирования умений, необходимо использовать метод целесообразно подобранных задач. Учителю нужно построить такую систему упражнений, которая удовлетворяла бы таким условиям:
выполнение каждого упражнения базируется на выполнении предыдущего и направлено на решение сформулированной проблемной ситуации;
задачи должны быть разных уровней сложности, и ученик может выбрать – решать ли все задачи подряд или только некоторые из них, соответствующие его уровню подготовки;
задачи должны нести практическое применение;
формулировка задач интересна, опирается на жизненный или учебный опыт детей.
Можно рассмотреть программирование как частно-дидактический метод обучения информатике, характеризующийся, в том числе тем, что умственная активность и самостоятельность учащихся может быть и репродуктивной, частично-поисковой, исследовательской.
Также часто используется такой частно-дидактический метод обучения, как метод демонстрационных примеров.
При объяснении нового материала и для закрепления теоретических знаний удобно использовать демонстрационные примеры. Они в состоянии частично заменить собой учителя и взять на себя управление познавательной деятельностью учащихся. Использование данного метода позволяет научить ребят чтению программ, увеличить их общение друг с другом и с преподавателем, а также заимствовать демонстрационные примеры для дальнейшего модифицирования.
Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин, а также внутрипредметные связи.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным и его следует формировать всеми перечисленными методами на каждом уроке.
Обоснование метода самостоятельной работы с учащимися
Доподлинно известно, что еще советские методисты (в частности В.М. Брадис, В.В. Репьев) утверждали, что хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением и заучиванием, а активной работой над изучаемым материалом. На протяжении урока учащиеся успевают выслушать объяснение учителя по предлагаемой теме, посмотреть, как озвученный материал реализуется в конкретной изучаемой программе, попробовать самостоятельно поработать над изучаемой темой.
Такие приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, поскольку каждый учащийся вовлечён в работу.
Самостоятельная работа учащихся проходит как составная часть урока. Учитель объясняет и демонстрирует системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата, а затем основное время уделяем самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.
Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, алгоритмически мыслить, но по определённым стандартам, по определенным логическим схемам.
Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников:
• лабораторные работы;
• практические работы;
• работа с рабочими тетрадями или учебником;
• семинарские занятия и т. д.
Уроки, полностью посвященные самостоятельной работе требуют тщательной подготовки. Именно на таких уроках учащиеся лучше усваивают новый материал, учатся работать с разными источниками, могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжат обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогут получить знания, легко ориентироваться в мире разной литературы, в том числе и электронной. Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой
выбрать и сформулировать тему;
установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение.);
продумать последовательность действий, операций;
подготовить дидактический материал (подобрать из библиотеки готовые ролики демонстраций);
предварительно научить учеников, как работать самостоятельно в концепции данной методики.
Этапы работы в обучающей программе.
1.Визуальная адаптация к обучающей программе
Задачи этапа:
- подготовить учащихся к усвоению нового материала;
- придать формированию учебной деятельности учащихся целенаправленный характер;
- организовать познавательную деятельность учащихся;
- научить детей понимать интерфейс программы.
Содержание этапа.
Сообщение названия обучающей программы. Формирование у школьников эмоционального отношения к программе. Выделение смысловых зон на экране компьютера, элементов управления, объектов программы. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
2.Объяснение алгоритма работы
Задачи этапа:
- дать учащимся конкретное представление об изучаемой программе;
- добиться усвоения учащимися способов и средств достижения результата;
- сформировать нравственное отношение учащихся к программным и аппаратным средствам вычислительной системы.
Содержание этапа:
Организация внимания учащихся, процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового материала. Объяснение и демонстрация учителем системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата. Указание на местонахождение программы и способа завершения работы с ней. Обучение учащихся обобщённым способам деятельности, а не только использованию конкретных клавиш управления программой. Уяснение вначале того, что необходимо сделать, а затем уже как это надо сделать.
3.Закрепление алгоритма работы
Задачи этапа:
- закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы с компьютером;
- добиться глубины понимания материала;
- провести работу по развитию речи учащихся.
Содержание этапа:
Закрепление знания учащимися способов и средств достижения результата. Учитель, задавая вопросы учащимся, добивается от них правильных и полных ответов, демонстрирует пошаговое выполнения задания и анализирует ошибочные варианты выполнения действий.
4.Разъяснение задания для самостоятельной работы
Задачи этапа:
- организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами.
Содержание этапа:
Формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой.
5.Работа учащихся на компьютерах
Задачи этапа:
- закрепить знания учащихся;
- проверить усвоение операционных умений;
- подготовить учащихся к самостоятельной работе на компьютере.
Содержание этапа:
Закрепление знания учащимися способов и средств достижения результата. Выполнение серии заданий. Контроль и корректировка выполнения действий различными способами.
Но! Для того, что бы данная методика принесла свои результаты должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке.
Попытка использования любой технологии без учёта собственных возможностей, без учёта образовательной среды, возможности учеников, может дискредитировать любую хорошую идею. Любая технология придерживается определённой системообразующей концепции, предполагает наличие определённых условий и самое главное, нацелена на определённый результат.
Для формирования определённых знаний необходимо знание не только определённого содержания, но и знание методологических и методических основ преподавания, благодаря которым можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда, последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.
Сущность метода
Основная цель, которую преследует данный метод - вооружить учащегося знаниями, необходимыми для грамотной и свободной социальной ориентации в современном информационном обществе.
Формированию данных знаний способствуют деятельностный подход, метод проектов. Интеграция этих педагогических технологий и лежит в основе использования данной методики.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие ориентиры:
- знания, необходимые для уверенного использования компьютера в быту и на производстве;
- требования к знаниям работников, использующих в своей работе ПК;
- программные продукты, актуальные в современном офисе;
- знания и умения, востребованные самими учащимися.
На основе вышеозначенных ориентиров учителем подбираются теоретические материалы, в учебниках разработаны задания для отработки умений в виде самостоятельных работ.
Использование данной методики позволяет организовать такую работу на уроке, когда каждый учащийся сможет выполнить свое индивидуальное задание с минимальной помощью учителя (либо полностью самостоятельно), причем выполняемые задания являются не только контролирующими, но и обучающими.
Фрагмент занятия с применением данного метода
Вся структура работы, как уже отмечалось выше, сводится к принципу: послушал- посмотрел - попробовал сделать сам.
Этап 1.
В начале занятия преподаватель рассказывает о том, что будет сегодня изучаться на уроке. Какое действие предстоит отрабатывать. Особый акцент делается на практическую значимость данных знаний. Например, при изучении текстового процессора Word (раздел «Графические возможности»).
«После изучения подготовки текста обратимся к средствам работы с изображениями. Эти знания потребуются в том случае, если вам предстоит иметь дело с предпечатной подготовкой документов на компьютере. Благодаря использованию графических возможностей тестового процессора Word значительно сокращается время на вставку в документ различных схем, небольших чертежей, графических элементов.
Таким образом, документ становится не только более наглядным, но и профессионально законченным. Что же нужно, что бы воспользоваться графическими возможностями Word? Обратите внимание на экран».
Преподаватель через мультимедиа-проектор или через локальную сеть (вывод на монитор каждого ученика) демонстрирует графические возможности приложения. На экране последовательно создается макет визитной карточки. Во время демонстрации учитель кратко комментирует происходящее на экране. Основной упор делается на то, что бы показать базовые действия при создании макета визитной карточки. На всю работу и объяснения затрачивается примерно 5 минут.
Этап 2.
После того, как визитка закончена, учитель говорит:
«Таким образом, за небольшой промежуток времени мы смогли создать законченную, готовую к печати работу - визитную карточку».
Учащиеся получили представление о том, с чем им предстоит столкнуться на уроке, услышали личностную значимость изучаемого материала и готовы приступить к практической части.
«Сейчас вам предстоит познакомиться с разнообразием графических примитивов, приёмами редактирования и создания фигур, а также со способами монтажа сложных графических объектов.
Внимательно изучите демонстрацию и сопутствующие комментарии».
Далее следует работа учащихся с демонстрацией. Ученики подробно рассматривают действия по созданию графических элементов.
В демонстрации шаг за шагом объясняется и подробно комментируется каждое выполняемое действие. В любой момент ученик может нажать на паузу и сделать записи у себя в тетради, опорном конспекте или просмотреть какой-либо сюжет еще раз. Все разрозненные действия интегрируются в итоге в готовую работу.
В конце демонстрации предлагаются разно уровневые практические задания.
Этап 3.
После просмотра демонстрации учащиеся выполняют работу по закреплению полученных знаний - отрабатывают навыки по работе с графикой в MS Word. В процессе всей работы им постоянно доступна демонстрация и в случае каких-либо затруднений они могут посмотреть нужный момент еще раз. Это достаточно важный момент с точки зрения психологии - ученику не требуется присутствие учителя (не все дети могут позвать к себе преподавателя (стеснение и т.п.)), в то же время они знают, что учитель всегда видит их работу по сети и в критическом случае может помочь.
Положительным моментом является так же то, что каждый учащийся занят своим делом.
Все задания имеют различный уровень сложности: от незнания материала, до уровня знаний «продвинутого пользователя». Все проверочные работы оцениваются, причем учащийся сам выбирает ту отметку, на которую он претендует. Таким образом, за один урок учащийся может получить за выполненную работу не одну отметку, а несколько, включая и отметку за творческое задание.
Уровень 3 (обязателен) - выполнение типового задания с полной демонстрацией того, как выполнить работу.
Уровень 4 (обязателен) - задание выполняется самостоятельно, отдельно делается акцент на наиболее сложные этапы создания.
Уровень 5 (обязателен) - учащимся предлагается полностью самостоятельно выполнить задание по демонстрационному образцу.
Творческое задание (не обязательно) - дополнительное задание для тех, кто уже справился с обязательным заданием. Работа направлена не только на применение полученных знаний, но и на раскрытие фантазии, выдумки, находчивости каждого учащегося. Например, нарисовать эскиз орнамента, который мог бы украсить кабинет; или «напишите» с помощью изображений геометрических тел короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу, и дайте ему его прочитать; или нарисуйте запрещающую табличку, которая могла бы появиться в кабинете. Необходимое требование к работе - информативность.
Предлагаемые к выполнению задания подобраны таким образом, что бы интегрироваться в параллельные изучаемые предметы.
Во время просмотра демонстрации и выполнения практической работы учитель контролирует ход изучения материала (лично или через локальную сеть) и выборочно, при необходимости, помогает ученикам, у которых возникли затруднения. Тем самым достигается достаточно высокий уровень самостоятельности учащихся и реализуется принцип личностно-ориентированного подхода.
Список литературы
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. / Психологическая наука в СССР. - М.: АПН РСФСР, 1959.
Крупина Т.В. Решения задач как средство развития алгоритмического учащихся.//Информатика в школе.-2010.-№6 с. 43-50.
Ляхович В.Ф. Основы информатики. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
Мирончик Е.А. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся на уроках информатики.//Информатика и образования.-2008.№4.с.17-19
Фалина Н.И. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике / «Информатика». - № 37, 2001. С. 2 – 7
Шамсутдинова Т.М. К проблеме развития алгоритмического мышления учащихся.//Информатика и образования.-2008.-№11.-с.33-38