Статья «Разработка программ компьютерных практикумов для внеурочных занятий с учащимся младшей школы»
Стрежнева Н.Г. учитель информатики,
МБОУ СОШ №48 г.о. Самара
Стрежнева Екатерина, ученик 10-б «б» кл.
МБОУ СОШ №48 г.о. Самара
«Разработка программ компьютерных практикумов для внеурочных занятий с учащимся младшей школы»
Современное образование во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих исследовательских способностей, развитие интеллекта и памяти, развитие коммуникативных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать интеллектуальные способности в учебной и во внеучебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств. Эффективное применение информационных и коммуникационных технологий в обучении невозможно без качественного программного обеспечения учебного назначения. Одним из видов педагогических программ являются тренажеры или программы компьютерных практикумов, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с конкретными целями и задачами обучения. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки и создания компьютерных тренажеров. Поэтому учениками 10 классов МБОУ СОШ №48 г.о. Самара были разработаны компьютерные тренажёры для учащихся начальной школы, которые могут помочь в освоении некоторых конкретных задач обучения, например: -«Шахматный компьютерный практикум», разработанный Стрежневой Екатериной, ученицей 10 класса, для внеурочных занятий в школьном шахматном клубе «Боевая пешка», который используется для обучения детей шахматам на начальной стадии обучении; -компьютерный тренажёр «Простая арифметика», разработанный Ганжой Юрием, учащимся 10 класса, выполненный в программе Delphi7 и предназначен для обучения младших школьников математическим действиям. Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения - проблема создания педагогически целесообразных программ различного учебного назначения, в частности, обучающих программ. В этом случае компьютер становится техническим средством обучения. Особый интерес для обучения шахматам представляют такие моделирующие программы, позволяющие представить в виде компьютерной задачи какую - либо шахматную комбинацию, которая, к тому же, может управляться самим учеником, работающим на компьютере. При разработке обучающей программы необходимо составить алгоритм работы компьютера, который отнюдь не копирует, а моделирует деятельность педагога и даже те же самые функции реализует иными способами. В этом случае школьник, решая задачу, видит непосредственно изменение позиций шахматных фигур на доске, сможет представить основные закономерности взаимодействия фигур в конкретных позициях, что помогает понять сущность этой задачи. Проблемы при разработке такой программы: разработчик должен владеть знаниями по информатике, программированию и при этом быть грамотным шахматистом, чтобы смоделировать различные шахматные задачи. Т.к. таких программ отвечающих этим требованиям не нашлось, то для эфективного тренининга и обучения младших школьников Стрежневой Е. кандидатом в мастера спорта по шахматам была разработана программа компьютерного практикума. Суть компьютерного практикума: он предназначен для внеурочной программы «Боевая пешка» и используется как тренажёр для отработки решения шахматных задач. Целевая аудитория: для учеников 2-ых классов МБОУ СОШ №48 г.о. Самара. Оригинальность идеи: данная работа стала необходимым элементом в подготовке учеников 2 классов именно для отработки конкретных задач на постановку мата ферзём, ладьёй и линейного мата. Простота и оригинальность идеи в том, что практикум разработан на базе электронной таблицы Excel, доступен в исполнении, блок задач постоянно добавляется по мере отработки детьми уже усвоенных приёмов. Актуальность: т.к. программа клуба «Боевая пешка» предназначена для обучения детей разного уровня подготовки, то такой тренажёр необходим детям для индивидуального подхода в обучении и реализуется Стрежневой Е. в рамках волонтёрского движения в школе. Программа была представлена на конкурс «Серебряный монитор-2014» и стала лауреатом. Технология создания компьютерного практикума представлена алгоритмом.
Алгоритм составления шахматных задач в Excel (методические рекомендации). Шаг 1. Убираем сетку. Сервис – Параметры – Вид – сетка (снимаем флажок) (рис.1)
Рис.1
Лист приобретает вид:
Рис.2
Шаг 2. Создаём фон (подложку). Формат – Лист – Подложка(рис.3)
рис.3
Шаг 3. Создание страниц виртуальных шахматных задач. На листе размещается текст задачи, схема расстановки фигур на шахматной доске с примечанием (Вставка-Рисунок), комментарии по вводу ответа, ячейка для ввода ответа с комментарием (Рецензирование-Примечание), кнопка «Проверка» - гиперссылка на страницу с проверкой (Вставка - Фигуры - Гиперссылка) и кнопка - «Дальше» - переход на следующий лист с задачей. (Разработано 8 задач с проверками, проект разрабатывается далее) (рис.4).
Рис.4
Шаг 4. Создание примечания (цель: скрыть ячейку с формулой, хотя «продвинутые» детишки её без труда смогут «вычислить»).
Шаг 5. Создание слова-одобрения. Ввод логической формулы =ЕСЛИ(F8="Фd8";"МОЛОДЕЦ! ";"")(рис.5)
рис.5
Создание листов-проверок и гиперссылок с листа задачи на проверочные листы, где размещёны верные позиции для решения задачи, и возврата обратно.(рис.6)
Рис.6
Библиографический список
Авербах Ю. «Школа Эндшпиля» « Терра - спорт» Москва, 2001 г.
Пожарский В.«Учебник шахмат», Ростов – на – Дону «Фениск», 2005 г.
Intel. Обучение для будущего.
http://www.tepka.ru/excel/ Онлайн Учебник по Microsoft Excel