Методическая рекомендация по экономике на тему Развитие критического мышления у учащихся на уроках экономики


-638175-40957500Назарбаев Интеллектуальная школа
физико – математического направления г.АктобеМетодическая рекомендация
Тема «Развитие критического мышления у учащихся на уроках экономики».
Учитель экономики: Арстанова А.О.
2015г.
План
Введение
Значимость и актуальность темы
Противоречия, послужившие созданию данного опыта
Цель педагога
Задачи по достижению цели
Методы исследования
База исследования
Теоретическая часть
Результаты анализа изученной программы
Ведущие психолого-педагогические и методические идеи
Нормативная модель новообразования личности учащихся как ожидаемого результата
Практическая часть
Этапы работы по проблеме
Описание фрагментов уроков
- Описание опытов
- Описание практических работ
4.3 Тематическое планирование с указанием уроков, где применяются приёмы технологии критического мышления
4.4 Памятки для учащихся из технологии критического мышления
4.5 Результаты диагностики
5. Заключение
5.1 Эффективность проводимой работы
5.2 Трудности
5.3 Механизм диссеминации
6. Литература
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Значимость и актуальность темы.\
В данной работе описывается опыт по теме «Развитие критического мышления у учащихся на уроках экономики».
В условиях современной образовании критическое мышление эта проблема актуальна т.к. прогресс, возникший в современном мире, неизбежно отражается в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях всё чаще не срабатывают традиционно применяемые средства и методы обучения, которые не развивают творческую познавательную активность учащихся. Большинство детей не уверены в своих знаниях, а значит, испытывают дискомфорт на уроке.
Критическое мышление способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения. При этом все истины обучения постигаются учащимися в результате эмоционально-духовного определения своего места среди объектов, вовлеченных в учение.
Я вижу в своих учениках не столько объект воздействия, сколько партнёров, союзников по творческому процессу. Помимо уважения и веры в силы учащихся и их возможности стараюсь встать на позицию ученика, прочувствовать его трудности и радости – это находит отражение в стиле наших взаимоотношений. Уроки проходят динамично, насыщенно, результативно. Учащиеся являются активными участниками в процессе структуры, оптимальный выбор форм, методов и приёмов обучения.
Уроки экономики в наибольшей степени, чем другие предметы, способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления.
1.2 Противоречия, послужившие созданию данного опыта.
Опыт возник в результате работы в интеллектуальной школе с условиями для развития мышления учащихся.
Условия для развития мышления в традиционной системе обучения. Условия для развития мышления в развивающем обучении.
Шаблоны построения, однообразие 1.Различные виды творческой деятельности.
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижения высоких уровней усвоения перекладывается на домашнее задание Обеспечивает мышление на более высоком уровне, усваивается не только учебная информация, но и развиваются психологические качества личности учащихся.
Учащиеся изолируются от общения друг с другом. 3.Учащиеся работают кооперативно с другими.
Отсутствие самостоятельности. 4.Самостоятельные добывания знаний через поисковые стратегии.
Пассивность или видимость активности учащихся. 5.Динамичность, активность в процессе познания.
Слабая речевая деятельность, ориентированная на репродуктивное воспроизведение материала. 6.Умение логически мыслить, аргументировать, аналитически дискутировать.
Отсутствие индивидуального обучения, усредненный подход. 7.Создание учащимися собственных образовательных продуктов, систематизация полученных результатов, их объединения в коллективный продукт.
1.3. Цели педагога.
Были поставлены цели:
•создать свою систему работы по развитию критического мышления учащихся на уроках экономики
•доказать конкурентные преимущества данной технологии в сравнении с традиционной;
•обеспечить своему опыту транслируемость (распространение).
1.4. Задачи по достижению цели.
•Изучить психолого-педагогические идеи и методические рекомендации по внедрению технологии критического мышления.
•Адаптировать технологию критического мышления к условиям своей практической деятельности.
•Создать систему зданий при изучении курса экономики, на которых применяется технология критического мышления.
1.5. Методы исследования.
Анализ результатов анкетировании учащихся, по исследованию action research.
Анализ диагностики развивающего мышления учащихся.
Применение активити на уроке.
Наблюдения за речью учащихся с позиции требований технологии критического мышления.
1.6. База исследования.
Базой исследования служат программы для 11 и 12 классов назарбаев интеллектуальной школы.
2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Результаты анализа изученной программы.
Критическое мышление – это высшее мастерство
в открытом демократическом обществе.
Это система по кембриджской методике, целью которой является лучшее обучение людей. Модель, в основном, описывает процесс мышления на познавательном уровне до и после урока.
Процесс развития критического мышления у детей на уроках – это совместная работа педагогов нескольких стран. Цель данного сотрудничества – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у учащихся в течение всего курса обучения.
По этой методике учащиеся способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативные мнения и принимать правильные решения. Также очевидно, что способности мыслить критически, надо развивать и содействовать им в процессе обучения.
Много статей написано о критическом мышлении. Критическое мышление – сложный процесс интеграций идей и творческое их осмысление на пути создания собственных концепций. Это активный и взаимодействующий познавательный процесс, происходящий на всех уровнях, определяющий целенаправленную задачу обучения.
Теоретической базой данного проекта служит когнитивная психология (наука, изучающая память и умственные способности человека), достижением которой является доказательство того, что человеческой памяти остается то, что проделано им самим на практике, то есть: когда он сам ищет ответы на состоящие перед ним проблемы. (Жан Пиаже 1960 г.)Критическое мышление означает мышление на более высоком уровне.
Критическое мышление – рост познавательных способностей учащихся, причём учащиеся приходят к новым знаниям через свои прежние знания.
Под Критическим мышлением понимают:
•умение логически мыслить;
•аргументировать;
•аналитически дискутировать;
•решение экономических проблем и т.д.
Цель данной методики – подготовить ответственных граждан для открытого общества, в жизни умеющих:
•формировать собственные суждения;
•выбирать целесообразно между похожими исходными идеями;
•решать проблемы;
•разумно дискуссировать;
•умение работать в группах;
•выслушивать различные мнения;
•мыслить свободно и независимо.
Критическое мышление – это результат отлично спланированного урока.
Для этого необходимо, чтобы обучаемые могли понимать, что от них требуется и последовательно применять требуемое на практике. Структура должна быть ясной и понятной для того, чтобы обучаемые могли видеть, на каком уровне мышления они находятся, чтобы направлять и управлять своим мышлением в процессе независимого обучения.
Данная технология привлекает меня тем, что ученик работает совместно с другими (уважительно слушает других, вносит свой вклад в общее решение группы, высказывает свои мысли вслух, развивает любознательность и умение поддерживать дискуссию).
2.2 Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.
Анализ деятельности показывает, что в большей или меньшей степени можно наблюдать такие психолого-педагогические идеи как:
•Идея поэтапного усвоения знаний, пооперационного состава действий;
•Идея управления учебной деятельностью, формирование творческого мышления учащихся;
•Идея развивающего обучения;
•Идея личностного подхода к обучению.
Эти идеи побуждают учащихся к творческому поиску, влияя тем самым на формирование дидактивно - методической компетентности.
2.3 Нормативная модель новообразования личности учащихся как ожидаемого результата.
Уровневая шкала оценки творческих результатов учащихся ( В.И Андреев)
Уровень оценки Базовые категории образовательных ресурсов Характеристики результатов обучения Признаки учебной деятельности Критерии
Достиг
Стремится
Знание – понимание и его воспроизведение. Запоминание изученного материала, его интерпретация и воспроизведение в любой форме. Знает суть понятий и экономических терминов, конкретные факты, законы, правила, принципы. Определяет, обозначает, воспроизводит, перечисляет, приводит примеры, объясняет. Создание графиков, диаграмм, системность, точность.
Достиг
Стремится
Умение – алгоритмическое применение ранее усвоенных знаний, понятий и принципов. Применяет понятия, экономических законов, принципы, правила в решении экономических задач и заданий. Решает подсчитывае, использует, объясняет. Полнота, обобщённость, воспроизводимость, действенность, грамотность, точность.
Достиг
Стремится
Творческие способности. Подсказывает, оценивает, применяет знания умения в решении творческих задач. Предлагает стратегий, прогнозирует, критически оценивает, доказывает. Оригинальность, гибкость, критичность, прогностичность, системность.
3.Практическая часть.
3.1. Этапы работы по проблеме.
Для работы по теме «Развитие критического мышления»:
•Посещал семинарские курсы «Равный равному»;
•Разрабатывал активити по разным темам с применением технологий критического мышления на разных этапах обучения;
•Помог исследования action research.
•Проследил динамику роста и продуктивность познавательной деятельности.
3.2. Описание фрагментов уроков
Объяснению нового материала непременно предшествует опыт, или постановка проблемы, определение путей её решения, т.е. создаю ситуацию успеха или даю видеоролики с самостоятельных выходом на тему и постановкой целей, например:
12 класс тема: «Интеграция и глобализация»
-Даю картинки, например:
1168400-12001500-634365-167005002970530-295275004387933-29394300
-Что видим и что думаем об этом?
- Найти связь между понятиями - интеграция и глобализация?
-Какова тема урока? (выход на тему)
-Исходя из темы, чему хотите научиться? (постановка целей)
11класс Тема: «Рынок земли».
Что относится к природным ресурсам и чем оно связано? Попытайтесь составить небольшую схему, показывающую эти связи, и объясните их.
3434715119443500464439092773500-556260119443500624840927735003434715651510Неисчерпаемые
00Неисчерпаемые
338709014668500-556260651510Исчерпаемые
00Исчерпаемые
1501140194310001586865-167640Природный ресурсы
00Природный ресурсы

12 класс Тема: «Банковское система РК».
Предлагаю задание
Б Е А Л И Ч
И Р Т П И Р
Н Г Е В О К
Р Е К Д Е В
М А О Ж В Н
Среди случайно набранных букв найдите слово связанное банковским системама РК и выпиши их в ряд. Среди выписанных исключите лишние. На основании чего вы её исключили?
Определяем тему урока, формулируем цели.
Объяснение доступно для понимания учащихся, имеет логическую завершенность. По форме – это диалог с классом, по сути – направляемая активная мыслительная деятельность учащихся. Учу учащихся рассуждать, обобщать изученное, выделять главное, отстаивать своё мнение, мыслить свободно и не зависимо, выслушивать мнения одноклассников, разумно дискутировать. «Не спешите поднимать руки, ваш товарищ выскажет свою мысль, тогда и вы выступите» - это девиз урока. Поощряется любой ответ, любая активность мысли.
Например, урок «Акция, облигация». В течение 3-5 минут составьте список того, что вы знаете или думаете, что знаете об акциях и облигациях. Неважно правильно или нет то, что вы написали. Практикую комментирование ответов учащихся, что позволяет формировать монологическую речь и эмоции комментатора.
Главные, опорные знания дублирую несколько раз, используя таблицы, схемы, графики, диаграммы, модели, коллекции, эксперимент. Составляем опорные конспекты по теме, выделяя ключевые идеи изученного материала. Эти конспекты являются своеобразным справочником учащегося. Они позволяют оперативно использовать знания при выполнении учебных заданий, практикумов и практических работ.
Организуя учебную деятельность учащихся, особое внимание акцентирую на применение следующих дополнительных источников: (справочников, интернет - ресурсов). В учебниках очень много научных терминов, редко употребляемых в повсеместной жизни, но понятия их необходимы, поэтому без толкования нет понимания. Все перечисленные источники позволяют обогатить и расширить словарный запас, развить устную речь и делать её выразительной, яркой.
Важное место в изучении экономики отводится практикумам и практическим работам. Практические работы и практикумы учащиеся выполняют по индивидуальным карточкам, заданиям что способствует развитию их самостоятельности, уверенности в своих практических действиях, формируют экспериментальные умения, воспитывают ответственность за знания. Обучение должно быть наглядным в данном случае – работа с графиками, диаграммами, таблицами.
При изучении темы: «Иностранная валюта» был проведён урок с элементами дискуссии. Обсуждалась тема о национальной валюте, иностранной валюте, валютный обмен, обменный курс. В процессе дискуссии были предложены стратегии и оценивали валютную систему.
Объяснение нового материала строится так, что бы вовлечь в дискуссионный процесс весь класс. Используя приём критического мышления «Сетчатое обсуждение» провоцирую на дискуссию, а при необходимости и на дебаты. Суть приёма заключается в том, что задаю вопрос по прочитанному или услышанному, который может рассматриваться людьми с разных позиций, а потом каждая позиция отстаивает свою точку зрения, предварительно записывая аргументы. Например, Экономический рост можно измерить?
ДАНЕТ
1.Потому … 1.Потому что…
2. . . . . . . . . . . . . 2. . . . . . . . . . .. .
3. . . . . . . . . . . . 3. . . . . .. . . . . .
запись аргументов запись аргументов
Возможно, кто-то поменяет свою точку зрения после обсуждения аргументов. Этот приём помогает выделять главное, рассуждать, аргументировать, убеждать, выражать свои мысли и на письме, что чаще сложнее устного ответа. В целом этот приём сохраняет познавательный интерес, высокий уровень самостоятельной деятельности, осмысление действий. Идёт формирование способов умственных действий, отрабатываются межличностные отношения: учитель-ученик, ученик-учитель.
Практикуя применение таких стратегий как: «Мозговой штурм», «Метод пометок», «Перемешанные события» - деятельность здесь нацелена на суммирование предшествующих знаний по теме, пробуждение любознательности и установление целей. При необходимости сопоставления применяю «Диаграмму Венна». Строится она из частично пересекающихся окружностей и может быть использована для показа контрастных идей и общего между ними. Например, найти черты сходства и различия экономического роста и экономического развития.
29146502165350019964402641600021907521653500Экономический рост Экономическое развитие
отличие общее отличие
Особенно привлекает учащихся техника РАФТ ,так как учитель выбирает ТЕМУ письменной работы единую для класса, которая затрагивает интересы учащихся и пишет её на доске.
Роль-класс проводит мозговую атаку - Какие люди могли бы писать о заданной теме, то есть выбирают роли-персонажи (можно в ходе мозговой атаки определить всем классом четыре-шесть ролей и распределять эти роли внутри каждой роли).
АУДИТОРИЯ - (мозговая атака) каждый учащийся определяет аудиторию, для которой он пишет, с позиции выбранной им роли (кому персонаж-роль мог посвятить свое письмо).
ФОРМА - (мозговая атака) каждый ученик определяет, в какой форме можно изложить написанное. Проводится обсуждение. Это стимулирует воображение учащихся (телеграмма, поздравительная открытка, благодарственное письмо, судебный иск и т.д.).
Учащиеся могут читать свои сочинения (обычно спрашиваю желающих) классу или группе. Могут прикрепить на доску, чтобы остальные могли их прочитать.
В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематически организованный, как устный, так и письменный контроль, который приучает учащихся к регулярной работе. При устных ответах учащиеся грамотно и логично выражают свои мысли, выделяя главное, существенное, проявляют уверенность в своих знаниях. Этому способствует высокая вероятность опроса учащихся на каждом уроке.
Экономика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, решение логических, ситуационных задач, постановка эксперимента и т.д.
При организации и планировании проверки знаний по экономики нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.
При составлении вопросов и заданий для учащихся 11-12-х классов учитываю следующие возрастные особенности:
любознательность, наблюдательность;
интерес к динамичным процессам;
предметно-образное мышление;
быстрое овладение умениями и навыками;
эмоциональная возбудимость.
Применяю тематический контроль и учет знаний, для этого использую самостоятельные работы, экономические диктанты и задачи. Тематический контроль включает поурочный, промежуточный формативный контроль, а также итоговая суммативная работа. Для поурочного контроля использую методику скороговорения - опрос за одну минуту, экономические диктанты на 5-7 минут, такие задания, как: «начерти и обозначь»- время ограничено.
Рефлексия - этап урока, в которой учащиеся делают обзор идей, с которыми они столкнулись, осмысливают их, задаются вопросами по этим идеям, интерпретируют, применяют, спорят, высказываются и пытаются расширить его значение для новых областей применения.
На примере «Совокупный спрос и совокупное предложение» этот этап происходил следующим образом: сначала обзор, черчение графика и обсуждение графика, запись на листе того, что они знали до чтения, правильные знания или нет – не важно. Затем все сделали графически с различными пониманиями пометками, сделанными во время чтения, используя INCERT метод. Затем проводилось групповое обсуждение для того, чтобы решить, нужна ли дополнительная информация. Через различные виды деятельности учащимися была предоставлена возможность просмотреть текст и подумать над содержанием.
Многие стратегии, которые применяются на этапах пробуждения интереса, осознания смысла и рефлексии направлены на кульминацию в этапе рефлексии. Например, «История возникновения национальной валюты» учитель пишет 5-6 слов или словосочетаний из определенного текста для работы в группе. Учеников просят установить верную последовательность данных событий (как причина и следствии), переставляя предложенные слова при этом убедительно доказать свою точку зрения, почему так, а не иначе. Как только класс более-менее нашел соглашение об их порядке, учитель просит их прочитать текст, чтобы понять, такой ли порядок событий, как в тексте. На этапе рефлексии идет переосмысление событий. Можно дать задание свести слова и словосочетания в правильный порядок.
Для рефлексии предлагаю задания, которые помогают учащимся думать над материалами, предоставленными на уроке, кроме выше описанных можно:
- написать эссе (5 или 10 минутное в зависимости от темы и времени), например, ответить на вопрос: «Выпуск государственных облигаций»
Эссе проводится сразу после окончания урока для того, чтобы помочь ученикам.
3.3. Тематическое планирование с указанием уроков, где применяются приёмы технологии критического мышления.
11 класс – Внешний эффект
Сравнение графиков отрицательных и положительных внешних эффектов.
Позитивные и негативные внешние эффекты
РАФТ, Эссе, Мозговой штурм.
Провал рынка
Метод «Ассоциации».
12 класс – Например, Экспорт, импорт и эмбарго.
Метод пометок, Перемешанные события, Свободное письмо, Дневник двойной записи, Дискуссионная карта, Метод ключевых слов.
3.4. Памятка для учащихся.
1. Осознай, в чём состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.
3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
4. Тщательно готовься, продумай своё выступление.
5.Чувствуй своих партнёров в игре, не перебивай их, внимательно прислушайся к их выступлениям, реагируй на них.
6. Подчиняйся правилам игры.
7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.
8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения её соответствия биологической реальности.
Памятка участнику дискуссии.
1. Прежде чем выступать, чётко определи свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
5. Не забывай о чёткой аргументации и логике.
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.
7. Говори ясно, точно, просто, отчётливо, своими словами, не «по бумажке».
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
9. Не допускай грубостей и насмешек.
10. Заканчивай выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.
3.5. Результаты диагностики.
Психологические наблюдения (педагогом-психологом)
Итоги диагностики по методике «исключение понятий»:
Цель: исследовать логику мышления учащихся.
Результаты можно представить таблицей:
Уровни 11 12
Высокий 7-25% 8-30%
Средний 15-45% 17-60%
Удовлетворительный 5-25% 1-18%
Низкий 1-5% 1-2%

ВЫВОД:
Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так организовать занятие, что бы перед учащимися возникали проблемы различной сложности, что побуждало бы их к самостоятельному решению проблем что мы и делаем на уроке экономики через приемы технологии практического мышления.
Описание методики «Исключение понятий».
Методика исключений Р. Амтхауэр; Рубинштейн С.Я.
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определённым обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.1. Эффективность проводимой работы.
Возрастной период Ведущая деятельность Психические новообразования
возраст 17-18 лет Интимно- личностное общение в процессе обучения Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частая смена настроения, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.

В 2014-2015 учебном году школьным психологом Байдуашевой С.Б. проводился рейтинг предметов «На уроке бывает интересно».
Хочется отметить, что вся параллель 12-х классов самым интересным предметом считают урок экономики.
В I полугодии проведена внутришкольная олимпиада среди параллели 11 и 12-х классов. В ней приняли 40 учащихся. 20 учащихся набрали достаточное количество баллов. Это составило от 96% до 51 %.

4.2.Трудности.
Однако, как показывают результаты моей опытно-экспериментальной работы по внедрению технологии критического мышления в учебный процесс преподавания экономики, существуют некоторые диагностические, технологические и методические проблемы: сложно адекватно оценить степень развития критического мышления в рамках предлагаемого стандарта образования; не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данной технологии; существующая типовая программа не всегда позволяет интенсивно использовать современные технологии; требуется большая дополнительная подготовка учителя при подборе заданий; затрачивается большое время на реализацию всех стадий (не всегда удается вместить классический вариант технологии в 40 минут).
Классический вариант использования технологии не всегда возможен на уроке экономики, что обусловлено спецификой предметного материала, но использование элементов технологии и отдельных приёмов также приносит свой результат, хотя и медленнее, чем полное применение.
Технология критического мышления очень эффективна. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса и экономической грамотности. И если мои ученики стали задавать больше умных вопросов, более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться - спасибо технологии критического мышления.
4.3.Механизм диссеминации.
Принимал активное участие в курсах «Равный равному», где ознакомил коллег с некоторыми элементами и приемами технологии развития критического мышления.
5. Литература
1. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. –
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта»2003
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.., Муштавинская И.В. учим детей мыслить критически. СПб.,2003.
4. возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М. Гамезо – М.: Просвещение, 1994 г.
5. Стародубцев В.А. Технология критического мышления в естественно - научном образовании. – Томск: Дельтаплан, 2002.
6. «Практикум по методике преподавания географии»: учебное пособие для студентов пед.вузов под ред. Е.А. Таможней.- М.: Экзамен, 2008.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. – М,: Изд. Центр «Академия», 1999.
8. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. – 2000-№2. – с 67-71.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
10. Монахов В.М., Смыковская, Т.К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя// Научно – практический журнал «Школьные технологии». – 2000. - №4.