Конспект урока Дорожные знаки


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
Подготовила:
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 1925
Грашина Юлия Владимировна
Москва, 2015
Цели урока:
познакомить с дорожными знаками и их группами;
формировать умения и сравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида и группы по назначению;
формировать регулятивные, личностные познавательные и коммуникативные УУД.
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах.
Личностные
развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения (стих. «Скверная история»)
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция) (задание с синонимическим соответствием)
Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).
Познавательные:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
Структурирование знаний (итог урока)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля. (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках)
Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)
Логические:
Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
Синтез — составление целого из частей, самостоятельное достраивание (рисовали, разукрашивали знак в соответствии с рекомендациями)
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство (как безопасно переходить дорогу)
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков;
- учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.
- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание;
- совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, электронная доска Smart, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Характер деятельности учащихся:
репродуктивный;
частично-поисковый
проблемный
Методы.
Работа с учебником.
Взаимопроверка выполнения письменного задания.
Беседа.
Применение предметной и картинной наглядности.
Словесные.
Ролевая игра.
Фронтальная беседа.
Наблюдение.
Самостоятельная работа по группам.
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная.
Групповая.
Парная.
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание Ответы детей УУД
Орг.момент. Актуализация знаний. Сегодня, ребята, на уроке у нас важный гость.
Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?
Это Инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы определили?
А чем он занимается?
Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.
Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».
Движеньем полон город –Бегут машины в ряд.Цветные светофорыИ день, и ночь горят.Но кто при красном светеШагает напрямик?А это мальчик Петя – Хвастун и озорник.Волнуются шофёры,Во все гудки гудят,Колёса и моторыОстановить хотят.Свернул водитель круто,Вспотел как никогда:Ещё одна минута –Случилась бы беда.
Почему стихотворение называется «Скверная история»?
Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?
Чтобы вспомнить, кого можно назвать участниками дорожного движения, предлагаю отгадать следующие анаграммы.
Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом?
Давайте вспомним правила для пешеходов:
- По какой части дороги движется транспорт?
По какой части дороги движутся пешеходы?
По какой стороне тротуара должны двигаться пешеходы?
Где надо переходить улицу?
Как надо правильно переходить улицу?
При наличие светофора, на какой свет нужно переходить?
Молодцы!
У любого перекрёстка Нас встречает светофор.И заводит очень простоС пешеходом разговор.
- О чём с нами разговаривает светофор?
Верно. На дорогах установлены транспортные и пешеходные светофоры.
А знаете ли вы, как выглядел светофор раньше, 100 лет назад? Первый светофор появился в Лондоне. Он имел два цвета: красный и зелёный. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью верёвки. Давайте посмотрим.
Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на перекрёстке.
- Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?
- Кто нарушил? Какое было нарушение?
Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах? инспектор ДПС
форма, жезл…
Он следит за порядком на дороге.
Варианты детей
Пешеход, водитель, пассажир
Нет, если знаешь и соблюдаешь ПДД
По мостовой или по проезжей части дороги
По тротуару
По правой
По пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски – “зебра” или подземному переходу
Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо
зелёный
Как правильно перейти дорогу
Разбор ситуации
Регулировщик, дорожные знаки. К
Л, К, РПРК
Л, Р, К
Самоопределение деятельности Верно, и тема нашего урока — это «Дорожные знаки».
Какие цели и задачи будем сегодня решать?
А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.
Итак, какое определение вы выбрали? Верно.
Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.
Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет .Знаки дорожные - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями, предназначенные для информации водителей и пешеходов.
Последнее
Л, РРабота по новой теме Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?
Кто должен знать дорожные знаки? Только водители?
А вы знаете что….
Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. 
Уже в те далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения.
Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху. При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога». (Слайд)
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант для всех.
В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака. (Слайд)

В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)».
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
(слайд-знаки разных стран)
Классификация дорожных знаков
Дорожные знаки делятся на несколько групп. Ребята, давайте хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки
Откройте учебник, с.14.
Итак, предупреждающие знаки.
Прочитаем о них в учебнике.
Так о чём нас предупреждают эти знаки?
Само название этих знаков говорит нам: «Будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.»- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Назовите предупреждающие знаки.
- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?
Следующая группа – запрещающие знаки.
Назовите запрещающие знаки.
- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 15.
- Что скажите о запрещающих знаках?
Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя.- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?
Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?
Значит, эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора, говорят: «Стой!» Какие знаки более строгие? Почему?
Продолжим разговор о дорожных знаках.
Рассмотрим следующую группу знаков.
- Это какие знаки?
Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.
- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?
Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15
- Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?
А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.
Назови знаки сервиса.
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
Назови информационные знаки.
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
ФизминуткаПо дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим До лужайке добежим. На лужайке, на лужайке
мы попрыгаем, как зайки.Стоп. Немножко отдохнём
и домой пешком пойдём.
Первичное закрепление.
-К какой группе относится каждый знак? (см.слайд)
-Детям раздаются закладки-памятки с заданием соединить линией название группы дорожных знаков со знаком. (проверка на интерактивной доске).
информационный предупреждающий
указательный
26670-127825500 знак сервиса предписывающий
Прием «Фишбоун».
Обсуждение в группах причин ДТП, их последствий (слайд)
В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.


Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД.
Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть.
Вывод: всем соблюдать ПДД (и водителям, и пешеходам) Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
и пешеходы тоже
Чтение вслух
Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.
Они с красной каймой
Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.
В какую сторону нужно двигаться
Информационно-указательные знаки
В какую сторону нужно двигаться К, Л, РЛ, Р, П, К
Р, Л, К
П, К, Л
РП, Л, К
Закрепление пройденногоДавайте откроем Р/т с.11 №3 и выполним тестовое задание Выполнение задания РИтог. Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали?
С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
Давайте закончим наш урок синквейном!
Знаки
Треугольные, круглые
Указывают, настораживают, предостерегают
Необходимы на дорогах
Помощь
Знаки
Красные, синие
Информируют, запрещают, предписывают
Будь внимателен на дороге
Прими меры
Знаки
Квадратные, треугольные
Показывают, ориентируют, помогают
Без них не обойтись
Безопасность
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков.
Выставление оценок.
Д.з. прочитать статью в учебнике с. 15-17, а также в Р/т с. 9-11 №1-2.
А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках.
Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)
Время пробежало и уплыло вдаль Встречи с нами ты уже не жди.
Рассказали мало, не успели, жаль,
Но ещё минута впереди!
Припев: Знаки дорожные,
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,
Но без вас нельзя.
Знаки дорожные,
Важные, сложные,
С вами дружить должныВсе – и ты, и я! Ответы детей.
Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)К, Р, Л
Дополнительный материал:
«Дорожные ситуации»
Ситуация 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)Ситуация 2.
Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?
(Один. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)Ситуация 3.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
Раздаточный материал
Соедини линией название группы дорожных знаков со знаком
-16192550482500
предписывающий
знак знак
сервиса предупреждающий
знак запрещающий знак информационный знак