Конспект урока + презентация Учимся различать приставки и предлоги


Урок русского языка по теме "Учимся различать приставки и предлоги".
УМК "Начальная школа XXI века", 2-й класс
Дата 11.01.2016 г.
Залевская Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.
Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.
Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.
Ход урока
1. Организационный момент
– Чему учимся на уроках русского языка?
– Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?
– Желаю вам успеха.
2. Актуализация знаний
в на за по от под с до
На доске запись:
– Что это? (Приставки.)
– Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Откроем первую часть таблицы: Слайд
  Приставка  
это Часть слова  
пишется слитно  
     
(По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)– Соберите слова, в которых есть приставки
На доске: приставкавлететьотплытьдонестисъехать
Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:
– Кто не согласен? Почему?
– Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).
– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.
На доске: приставкавлететьотплытьдонестисъехать предлогв окноот берегадо столас горы
– Что заметили?
– Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – "предлог".)
3. Сообщение темы урока. Целеполагание
– Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)
Задача урока:
– узнать, что такое предлог;– научиться различать предлог и приставку.– Что знаете о предлоге?– Что хотели бы узнать?
4. “Открытие” учащимися нового
– Посмотрите на слова с предлогами.
– Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы):Слайд
  Приставка Предлог
это Часть слова Самостоятельное слово
пишется слитно отдельно
     
– Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)
– Как отличить предлог от приставки?
Работа в парах:
На доске записаны предложения:
Митя побежал по тропинке.Митя побежал по узкой тропинке.
Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.
Время выполнения – 2 минуты.
(Ответы.)
Вывод: между предлогом и следующим словом можно поставить слово.
(Открывается нижняя строка таблицы):Слайд
  Приставка Предлог
это Часть слова Самостоятельное слово
пишется слитно отдельно
вставить
слово нельзя можно
– Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”
– Проверим по учебнику (с. 167).
Физкультминутка для глаз
5. Закрепление
– С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 168 “Учимся применять правило”).
– Как отличить предлог от приставки?
*Выполним упражнение с комментированием:
Задание: записать слова, раскрывая скобки.
(по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу
(Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)
*Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.
Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.
( У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)Вывод: Как различить предлог и приставку?
6. Самостоятельная работа
– Попробуйте применить это правило самостоятельно.
– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради на с.90 упр.№1, №2.
(Время выполнения задания – 4 минуты.)
Проверка:
– Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?
7. Диагностика
– Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:
1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном
Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:
высокий – 3
средний – 2
низкий – 1
(Время выполнения – 3 минуты.)
– Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?
7. Рефлексия
– Какая учебная задача была поставлена на уроке?
– Достигли мы цели?
– Что такое предлог?
– Как различить предлог и приставку?
– Что понравилось?
– Что было трудным?
– Покажите своё настроение в конце урока.
8. Домашнее задание
Уч.с.168 упр.№1.
1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном 1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном
1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном 1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном
1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном 1 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (от)крывать2. (по)земле3. (от)мороза4. (про)читать5. (на)столе 2 вариант
Отметь слова с предлогами:
1. (на)берегу2. (у)лететь3. (в)театр4. (за)ходить5. (за)окном