Экологическая акция-игра Сохраним ёлочки!
Пояснительная записка
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Экологическая акция – игра «Сохраним ёлочки!» способствует формированию экологической культуры учащихся, развитию их творческой деятельности, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Актуальность
Экологическая акция – игра «Сохраним ёлочки!» актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью.
2010 год был объявлен ООН Международным годом биологического разнообразия, а 2013 – Годом охраны окружающей среды в РФ. Снижение биоразнообразия, в особенности быстро за последние 30 - 40 лет, отмечается на всех уровнях - генетическом, видовом и экосистемном, что уже приводит к необратимым изменениям природной среды. Происходит самое значительное за последние 65 млн. лет исчезновение видов растений со скоростью, в пять тысяч раз превышающей естественный ход эволюции на Земле. Гибель лесов и другой растительности мира — это разрушение естественной среды обитания человека с непредсказуемыми последствиями.
Не последнее место в нанесении ущерба лесу занимает обычай украшения новогодних елок. Если принять, что одна праздничная елка приходится на 10 - 15 жителей, то становится ясно каждому, что большому городу эта традиция обходится ежегодно в несколько десятков, а то и сотен тысяч молодых деревьев.
Ожидаемый результат
Участники акции – игры расширяют экологические знания, приобретают опыт партнерских взаимодействий со сверстниками, реализуют свой творческий потенциал. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения города.
Содержание
Тема Экологическая акция – игра «Сохраним ёлочки!»
Кто избавится от излишеств, тот избавится от лишений.
И. Кант
Цель: пропаганда экологических знаний среди учащихся, выработка активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Расширить знания учащихся о многообразии хвойных растений Иркутской области, их использовании человеком.
Познакомить учащихся с альтернативными методами украшения жилищ к новогоднему празднику.
Ориентировать школьников на проявление творческой инициативы в решении экологических проблем.
Воспитывать бережное отношение к природе.
I этап – дистанционный конкурс «Арт-ёлочка» : команды –участники представляют фотографии ёлочки, выполненной из различных материалов с описанием процесса изготовления.
II этап – акция – игра «Сохраним ёлочки!»Участники акции-игры:
Команды в составе 4 человек (учащиеся 7-ых классов сетевого объединения школ города по экологическому образованию школьников)
Группа поддержки
Время и место проведения: первая декада декабря, актовый зал школы.
Для участия необходимо:
С собой иметь (на команду) 1 ватман, 10 прозрачных пищевых пакетов, ножницы, степлер, двухсторонний скотч, фломастеры, ручки.
Оборудование:
Таблички с номерами школ- участников, шишечки с номерами (1-20), бланки ответов, цветные фигурки-оригами, магнитофон, записи песен, фонограмма, микрофон, телевизор, DVD, мультфильм «Маша и медведи» серия «Раз, два, три –ёлочка, гори!».
Экологическая акция – игра «Сохраним ёлочки!»
Ход мероприятия:
Ведущий: Дорогие ребята и уважаемые учителя! Мы рады приветствовать вас на на нашей экологической игре «Сохраним ёлочки!»
Что за дерево такое,-
Вся макушка в серебре,-
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре?
Встречайте нашу ёлочку – хозяйку праздника!
На сцену выходит ученица в костюме ёлочки и исполняет новогоднее попурри (звучит фонограмма песен о ёлочке).
Ведущий: В декабре особое внимание заслуживает такое знакомое с детства деревце как ёлочка. Правильное название ель. Нет, пожалуй, такого аккуратного и пропорционального молодого деревца в наших лесах, с такими удобными для игрушек и гирлянд ветвями. Поэтому, не случайно, что в это время в школах города проходит природоохранная акция «Операция Ёлочка». Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного о нашей ёлочке. Мы думаем, что многие из вас заинтересуются судьбой этого деревца и помогут выжить нашей новогодней красавице в лесах нашего края.
Для участия в муниципальной акции-игре» Сохраним ёлочки!» команды приглашаются на сцену!
На сцене стоят столы и стулья с номерами школ, команды занимают места.
Ведущий объявляет состав жюри.
Ведущий: Впервые в Европе ёлку стали украшать в Германии. По преданию немецкий священник Мартин Лютер возвращался в канун рождества поздно ночью и обратил внимание на звёздное небо. Ему понравилось, как звёзды сияли на пушистых ветках ели. Он решил принести маленькую ёлочку и украсить её зажженными свечами. Это было в 16 веке. Ребята, а когда появилась новогодняя ёлка в России? ( специальный указ Петра I от января 1700 года) Итак, начинаем нашу игру!
Первое задание «Хвойная викторина».
Каждая команда вытаскивает из корзинки по 3 шишечки с номерами вопросов викторины. На вопрос ведущего отвечать сразу, если ответ правильный – команде 2 балла, если нет – ведущий сам озвучивает правильный ответ сам во избежание спорных моментов.
Вопросы викторины:
Как называется еловый лес? (ельник)
Как называется сосновый лес? (сосняк, сосновый бор)
Как иначе называются ветви ели, пихты? (лапы)
По сколько хвоинок у сосны обыкновенной расположено на укороченном побеге? (по две)
По сколько хвоинок у кедра сибирского? ( по пять)
По сколько хвоинок у ели? (по одиночке)
Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает хвою? (лиственница)
Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны корни уходят глубоко в почву, а у ели они расположены близко к поверхности.)
Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет?( сосна – светолюбивое растение, а ель нет)
Из какого хвойного дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, на сваях этого дерева стоит Венеция, древесина этого дерева не гниёт? (лиственница)
Какое растение называют «виноградом хвойных лесов»?( можжевельник)
Какое дерево - единственное из хвойных - ядовитое? ( тисс ягодный)
Научное название этой ценимой ландшафтными дизайнерами ели – ель Энгельмана. А под каким «цветным» названием знаем её мы? ( ель голубая)
Какие хвойные растения достигают в диаметре 12 метров? ( секвойя)
Какой ценный поделочный камень представляет собой ископаемую смолу хвойных деревьев? (янтарь)
Назовите химический элемент «имени» хвойного леса. ( бор)
На каком дорожном знаке изображено хвойное дерево? (На дорожном знаке «Место отдыха».)
Какой музыкальный инструмент изготавливают из ели, которому уже более 300 лет? (скрипка)
Это масло может соперничать с оливковым маслом? (кедровое из орешков)
Какой сладостью украшали на Руси ёлку? (пряники?)
Это украшение любит не только ёлка, но и девушки?(бусы)
Какой балет начинается сценой у рождественской ёлки? ( Щелкунчик)
Как называется место продажи Новогодних ёлок? (Ёлочный базар.)
В 1903 г. русская писательница, учитель, библиотекарь Раиса Адамовна Кудашева написала стихотворение «Ёлка». Процитируйте две первые строчки, известные абсолютно всем. («В лесу родилась ёлочка...»)
Ведущий: Молодцы ребята! Справились с заданием! А сейчас
Второе задание «Математика в природе».
Кто быстрее всех решит задачу, поднимает табличку с номером школы. За правильный ответ 2 балла.
Внимание! Задача первая !Дуб живёт 1000 лет, сосна на 400 лет меньше, чем дуб, а ель на 100 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живёт сосна и сколько ель? Ответ : сосна -600, ель – 500 лет.
(В среднем ель живёт 300-400 лет, но ёлочки-долгожители –до 500 лет)
Задача вторая!
Высота молодой сосны 1м 20см, а высота молодой ёлочки в 3 раза меньше. На сколько см молодая сосна выше молодой ёлочки? Ответ: 80см
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь
Третье задание:
Используя буквы фразы «Сохраним ёлочки» составить как можно больше слов. Букву Ё можно использовать как Е. Имена собственные не составлять. Все слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. Слова записывать в клеточки таблицы. На это задание отводится 5 минут.
Участники записывают слова на заранее подготовленных бланках с таблицами, клетки которых пронумерованы.
Ведущий: Пока команды справляются с заданием, вы , болельщики, можете заработать для своей команды дополнительный балл. Итак, слушайте внимательно
вопрос-загадка:
Крошку-деревце берёза охраняла от мороза,
А как выросла та «кроха», няньке стало очень плохо…
Объясните, о какой «крохе» идёт речь. Почему берёзе-няньке стало плохо?
( Под кроной берёз часто поселяются молодые ёлочки. Когда ель подрастёт, она вытеснит берёзу, которой из-за ели не хватит света). Команды сдают листы жюри и приступают к следующему заданию.
Ведущий: Ребята, вы знаете, что такое синквейн?
Синквейн – это пятистрочный стих, в переводе с французского означает слово «пять».
У вас на листах указаны правила написания синквейна:
1 строка это существительное – тема синквейна2 строка – 2 прилагательных, раскрывающие тему синквейна3 строка – 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
4 строка – размещается целая фраза, крылатое выражение, цитата, пословица в контексте с темой синквейна5 строка – это слово-резюме, личное выражение к теме.
Четвёртое задание – составить синквейн.
А тема нашего синквейна «Сохраним ёлочки!» Время выполнения задания 5 минут.
Пока команды справляются с заданием (на столах –листы с правилами составления синквейна), Ёлочка загадывает болельщикам лесные загадки.
Команды сдают свои творческие отчёты. Жюри оглашает результаты предыдущих заданий. Ведущий объявляет следующее задание.
Пятое задание – конкурс листовок в защиту лесной красавицы - «Не руби живую ёлочку!»
Вы все принесли с собой фломастеры, у вас на столах листы. Попытайтесь за 8 минут выразить тему-призыв на бумаге. Лучшие листовки будут растиражированы и развешаны по городу. Итак, стартуем .Пока команды рисуют болельщикам предлагается для просмотра мультфильм «Маша и медведи» о новогодней ёлочке, о правилах пожарной безопасности на новогоднем празднике ( продолжительность 7мин50сек).
По истечении времени команды сдают листовки. Жюри озвучивает результаты составления синквейна и зачитывает наиболее лучшие пятистрочные стихотворения.
Ведущий: ребята, существует несколько вариантов сохранения Новогодней атмосферы: 1. Использование искусственных елок
2. Елочные букеты и поделки из веток и шишек.
3. Композиции и украшения на Новогоднюю тематику, при изготовлении которых елки не используются.
4. Живые деревья в горшках, кадках, растущие в открытом грунте около дома.
Мы же для вас организовали мастер-класс «Арт-ёлочка», который проведёт известный в городе педагог Привезенцева Екатерина Владимировна .Внимательно всё запоминайте, потому что потом вы постараетесь воспроизвести арт-ёлочку своими руками.
Пока команды в течение 10 минут изготавливают искусственную ёлку, звучат песни про ёлку, болельщики наблюдают за процессом создания арт-ёлочкиКогда процесс создания арт-ёлочек завершён, жюри выбирает самые удачные и озвучивает результаты конкурса листовок.
На сцену выходит ученица и читает стихотворение
Берегите ёлку
Берегите ёлку,
Ведь она живая.
Не губите ёлку,
К празднику срубая.
Хоть она наряжена
И в воде стоит,
Мишурой украшена
И в огнях горит,
Падают иголки,
Засыпая пол—
Умирает ёлка,
Но скрывает боль.
Не губите ёлку,
К празднику срубая.
Берегите ёлку,
Ведь она живая.
Олег Мигров
Подведение итогов игры-акции, награждение победителей.
Жюри озвучивает результаты игры.
Ведущий: Дорогие ребята! Спасибо вам за участие в нашей акции-игре «Сохраним ёлочки!» Все вы сегодня были молодцы! Все показали отличные знания и проявили творческие способности. А самое, главное, мы уверены, что многие из вас обязательно помогут выжить зелёной красавице ёлочке в лесах нашего края! И ваши
листовки мы обязательно растиражируем и развешаем по всему городу.
Домашнее задание командам: Проведите опрос среди учащихся и преподавателей своих школ, кто встречает Новый год с живой или искусственной ёлкой. Попробуйте убедить, что искусственную ёлку ставить супер-модно и экологически грамотно!
Список литературы
1. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Литвинова Н.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников /Н.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2007.
3 http://wikipedia.org/wiki/Синквейн4 http: //www.razumniki.ru/stihi_pro_novogodnuy_elku.html5. http://www.florizma.ru
6. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki10.htm#Хвойная_викторина