Выступление по теме ВСР по физической культуре- неотъемлемая часть режима дня обучающегося техникума.
ВСР по физической культуре - неотъемлемая часть режима дня обучающегося техникума
Милушкин А.В., руководитель физического воспитания ЧПТ
Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим обучающимся, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма обучающихся, развитию у них основных физических качеств. Известно, что уроки физической культуры в ПОО СПО компенсируют лишь 11% необходимого суточного объема движений. В результате среднесуточный объем двигательной активности у большей части подростков составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Как отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, обучающиеся, поступившие на первый курс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Для повышения двигательной активности обучающихся в нынешних условиях ПОО СПО следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями на первых курсах, т. к. этот возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию обучающегося, но и сохранял физическое и соматическое здоровье. Чтобы занятия в техникуме не снижали, а повышали адаптивные способности обучающихся, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию ВСР обучающихся.
Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности обучающихся. Преподаватель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у обучающихся формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.
В процессе организации ВСР соблюдаются следующие условия:
1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.
2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений обучающимися, доходчиво объясняя цель каждого.
3. Задания по физкультуре обучающиеся получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.
4. Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы обучающиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.
5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам.
7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.
8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности обучающихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый обучащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.
9. Для формирования позитивного отношения обучающихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т.к. отношение обучающихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности
10. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре.
11. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи обучающегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры первых лет обучения в техникуме.
12. Каждый обучающийся нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.
В процессе выполнения ВСР учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у обучающихся в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить ВСР, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.
Основная задача ВСР по физической культуре – создать условия для подготовки обучающихся к выполнению требований ФГОС по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя ВСР, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание ВСР зависит от того, какие задачи ставит преподаватель физической культуры перед обучающимися.
Для решения этих задач введены следующие тесты- упражнения:
- прыжок в длину с места;
- наклоны вперед из положения стоя;
- челночный бег 3x10;
- приседания на одной ноге;
- поднимание туловища за 1 минуту;
- сгибание и разгибание рук в упоре;
- наклоны вперед из положения «сидя»;
- различные комплексы упражнений;
- бег 30 м, 60 м;
- кроссовый бег и т. д.
После каникул уже на 2-3 уроках обучающиеся проходят контрольное тестирование, определяя исходный уровень подготовки каждого ученика. Ставим задачу повысить показатели двигательной подготовленности, не допустить снижения их уровня. Затем ВСР проверяем в середине каждого календарного месяца. При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении ВСР, но и плоды его труда на уроках. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств.
Результаты проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Использование ВСР способствует тому, что многие наши ученики успешно справляются с учебными нормативами.
Результаты проверок ВСР показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности обучающихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта.
Таким образом, внедрение в практику обучения ВСР по физической культуре, контроля за их выполнением со стороны преподавателей физической культуры и родителей показывают высокую эффективность данной формы занятий физической культурой, ВСР не только способствуют популяризации физических упражнений среди обучающихся, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку обучающихся и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.