СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Очень обидно, когда проверяя тетради своих учеников, у некоторых из них в каждой строчке, в каждом слове – ошибки. Ладно бы не старались, так ведь нет, есть дети, которые стараются! Но не дается им грамота – хоть плачь!
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление не случайное.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на основе достаточно высокого уровня его развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития письменной речи является одной из причин затруднений её формирования. Так же несформированность какой-либо из указанных функций любого анализатора может вызвать нарушение письменной речи.
Что же такое нарушение письменной речи? Как проявляются? Как учителю помочь ребенку?
В логопедии нарушение письменной речи обозначают таким термином как дисграфия. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Своевременное выявление и устранение дисграфии облегчает в дальнейшем учебно-познавательную деятельность учащихся. Учителям необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер. Более подробно мы остановимся на рассмотрении ошибок, при определении функций анализаторов. Если ошибки носят единичный характер, то скорее всего, это результат переутомления.
Как правило, коррекцию нарушения письменной речи выполняют логопеды. Но они есть не во всех школах, к тому же не все родители имеют возможность отправить ребенка на занятия с логопедом. Учитель, заинтересованный в результате своей работы, не всегда имеет возможность подобрать нужные упражнения для детей с дисграфией. Некоторые тренировочные упражнения я представлю вашему вниманию.
I. Речеслуховой анализатор
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим, музыкальным и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами (дочка-точка, уголь-угол). Необходимо упомянуть и о особенности человека к распознанию звуков речи - фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
Ребенок, поступая в школу может:
- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба, и др);
- отбирать картинки на заданный звук;
- выделять первый, последний звуки в словах;
- определять последовательность и количество звуков в словах;
- синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р)
На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников.
Рис. 1 (пример, рассмотреть диктант с ошибками, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:

Замена звонких и глухих согласных;
Замена твердых и мягких согласных;
Пропуск гласных, согласных букв;
Пропуски слогов;
Перестановки букв, слогов;
Недописывание слова;
Несоблюдение границ предложений.
II. Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
Дрожащие линии;
Колебание наклона и высоты букв;
Быстрое наступление мышечного утомления;
Небрежное выполнение письменных работ.

III. Речедвигательный анализатор
Если у ребенка в речи имеются нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его и на письме:
« Как говорю, так и пишу».
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциацией, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина - при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

IV. Зрительный анализатор
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у)
Рис.диктант

2. Зеркальность (с,э,з,е)

Рис. диктант
3. Трудность удержания строки, наклона
Рис.диктант

VI. Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.
1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Программа общеобразовательной школы предусматривает аналогичную работу на классном уроке. Но, как показывает практика, большая часть этой работы проводится в первой классе в течение добукварного периода и в четвертом классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.
В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:
Исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения.
Включить в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока:
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и показывают карточку с заданным звуком.
Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:
Вставь пропущенные буквы в слова (ви…ка, ди…ан, лу..а)
Составь как можно больше слов из букв одного слова (крапива –парк, ива, карп, пар, рак, Ира) и т.д.
Конечная цель работы логопеда и учителя –формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без проговаривания.
2. Развитие языкового анализа и синтеза
Задания сводятся к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
Составить графическую схему данного предложения.
Поднять, цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении. и т.д.
3. Развитие слогового анализа и синтеза
Для развития слогового анализа и синтеза можно использовать следующие игры: Игра «Отгадайте кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на) и т.д.
VII. Рекомендации по развитию мелкой моторики рук
На уроках целесообразно несколько минут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание, лепка на уроках технологии и т.п. Очень проста и не требует большой подготовки пальчиковая гимнастика за столом.
Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки; обеих рук одновременно.
Имитация игры на пианино.
Упражнений и игр на развитие моторики много в методической литературе. Каждый учитель может выбрать то, что подходит для его детей и использовать их на каждом уроке.
VIII. Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза.
Назвать предметы по их контурам.
Назвать и дорисовать предметы.
Выполнить поиск «спрятанных предметов на картинке.
Назвать перечеркнутые изображения (буквы, цифры)
Обвести контуры букв, цифр.
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
Показать правильно написанную букву.
Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры)
Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв и т. д.
Для развития зрительной памяти используются игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Дети запоминают 4-6 картинок, букв, цифр, фигур, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
Таким образом, мы должны помочь детям преодолеть трудности в решении учебных и речевых проблем.
Список использованной литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2005
2. Борисова Е.А. Игры с пальчиками. Биробиджан, 2004
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М., 1991
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ:Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. М., 2004
6. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008
7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997
8. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.