Современное состояние проблемы организации игровой деятельности
Современное состояние проблемы организации игровой деятельности.
В процессе моей работы возникла реальная картина которая касается основ организации игровой деятельности для первоклассников в ГПД, каким образом используется игра в условиях ГПД.
В поисках ответа мы организовали наблюдение занятий в ГПД с первоклассниками, на которых применялись игровые формы обучения, в школе № 1 г. Тамбова. К тому же различные аспекты использования игры проявились в ходе интервьюирования и анкетирования воспитателей.
Результаты опрашиваемых учителей и воспитателей показали, что около 90% считают, что игра является необходимой составляющей работы с дошкольниками в условиях ГПД.
Основную роль воспитатели ГПД видят в том, что игры
а) несут познавательное нагрузки, к тому же возбуждают познавательные интересы, желание изучать новое (82%);
б) развивают логическое мышление (61%);
в) помогают дошкольникам овладеть определенными умениями (68%);
г) помогают в игровой форме решать учебные задачи (74%); Наряду с этим, считая игру важным фактором обучения
д) 62% воспитателей указывают на то, что игра должна чаще использоваться в работе с уже изученным материалом.
Рис.2.1 Результаты опроса воспитателей
Именно поэтому, как свидетельствуют результаты наблюдений, игры чаще используются воспитателями на этапах совершенствования и практического применения определенных навыков детей. Такую ограниченность функциональных возможностей игры в условиях ГПД мы объясняем незнанием воспитателями основных способов и приемов организации игровой деятельности на этапах ознакомления с новыми знаниями относительно способов отдельных действий и овладения умениями на начальном этапе.
Следующей проблемой, с которой сталкиваются воспитатели при использовании игры, является ограниченность во времени на занятиях и немалая наполняемость групп. Такие трудности указывают снова на неумение применения игровых приемов, потому что при правильном подходе к организации игры названные факторы не имеют существенного значения.
В процессе наблюдения и анализа в группе продленного дня мы определили типичным недостатком в проведении игр нарушение взаимосвязей между ее структурными компонентами. Если баланс не выдерживает, то через преимущество дидактических требований игра угасает, занятие превращается в набор заданий и упражнений. В других случаях, когда преобладает увлечение игровым сюжетом, теряются основные учебно-воспитательные задачи. Наряду с отсутствием умелого использования приемов сочетание игровой и учебной деятельности, воспитатель нередко демонстрирует незнание различий между игрой и различными задачами развлекательного характера.
Анализ практики, изучение опыта работы воспитателей групп продленного дня следует выделять наиболее существенные и оптимальные приемы организации игры. Кратко охарактеризуем их:
1) Бесспорно, одним из важнейших моментов в проведении является вступление в игровую ситуацию. Если воспитатель учитывает природные механизмы игровой деятельности детей, где максимально проявляется их самостоятельность, добровольность, свобода выбора, инициатива, создаются надлежащие условия для специфического игрового состояния шестилетнего первоклассника, то дети включаются не только в игру, а в игровую творчество. Здесь мы имеем в виду не такие игровые приемы, которые традиционно направляют (сопровождающие) ребенка до "правильного ответа", а такие игры, которые создают условия для творчества, поиска, эвристических находок. Лучшие образцы использования игр на занятиях в условиях ГПД показывают для того, чтобы заинтересовать детей игрой, начало должно быть эмоциональным, стимулирующим желание школьников играть, но вместе с тем - лаконичным, четким, понятным. Важное значение придается внешнему оформлению игры, игровой материала. Место для игры должно быть художественно оформленное в соответствии с эстетических требований. Но вместе с тем наглядный материал не должен быть слишком ярким, чтобы не отвлекать и до того неустойчивую внимание шестилеток. Поскольку воспитателю часто не хватает времени, средств для изготовления необходимого оборудования до игры, и в тех случаях используют магнитную доску с набором аппликаций, букв, цифр, фланелеграф ("Чудо-дерево", "Волшебный домик" и др.) Такие статические и мобильные средства наглядности могут использоваться неоднократно. К тому же, несмотря на то, что ребенок в игре действует в воображаемой ситуации, внешняя атрибутика особенно важна преимущественно в начале игры. Считаем, что интерес к игровой деятельности у детей может возбуждаться и названием игры ("Загадочный зоопарк", "Полет к звездам" и т.д.), и именем сказочного героя (гостя), и элементами поиска, сюрпризами в характере постановки задач, и специально созданной ситуацией, что стимулирует к игровых действий, приемами жеребьевки, разыгрыванием фактов и т.д.
Во-вторых, положительный опыт использования игр сюжетно-ролевого характера указывает на необходимость четкого разграничения ролей между участниками игры, определение позиций воспитателя в данном аспекте.
Наличие роли для ребенка стимулирует ее к активному участию. Наиболее удачными занятиями с использованием игры были тогда, когда воспитатель обдумал не только ролевую деятельность детей, но и способы управления такой деятельностью. При этом на помощь приходили средства обратной связи (сигнальные карточки, разрезные буквы, цифры и т.п.), а также умелое привлечение к игре известных и неизвестных детям сказочных героев (используется эффект новизны - а кто такой Буратино?) Часто дети пассивно наблюдают за действиями книжных персонажей. Чтобы избежать этого, воспитатель будто “оживив игрушку" обращался к ней как к живому существу, указывал на ошибки, если диалог происходил между ребенком и персонажем. К тому же, как подтверждают результаты наблюдений игровых занятий в ГПД, дети, обучая незнакомых литературных героев, испытывают большое удовольствие от возможности поделиться своими умениями и знаниями с другими. Таким образом, воспитывается устойчивая потребность постоянно пополнять свои знания и навыки. Ребенок постепенно осознает свои умения как социальное значимую ценность, а себя-как социальное значимую особистість.3 той же целью роль литературного героя воспитатели иногда поручали ребенку, которая должна обосновать выполнения своей задачи, доказать правильность своих действий и тем самым продемонстрировать начальные навыки самоконтроля.
В-третьих, с наибольшей эффективностью проходили занятия, если воспитатель в работе с детьми учитывал их возрастные особенности. Наблюдалось, что детей шести летнего возраста больше захватывает сама игровое действие (манипуляции с игрушками, с ярким дидактическим материалом, разнообразие движений), сказочный сюжет игры, но в меньшей степени их интересует результат игры. Шестилетки чаще переживают за победу или поражение своей команды. Особого внимания является данном аспекте нуждаются игры-соревнования. Психологи отмечают, что дети с малоподвижным типом нервной системы при условии длительного эмоционального напряжения, что характерно играм-соревнованием, легко теряются, смущаются и как следствие этого - часто ошибаются, что вызывает разочарование и неуверенность в своих силах. А дети с подвижным типом нервной системы и в тех играх, наоборот, показывают более высокие результаты, чем при обычных формах проведения занятий. По нашим наблюдениям, успешное использование игры-соревнования преимущественно обеспечивается точным и продуманным подбором представителей команд по особенностям их типа нервной системы.
В-четвертых, мы определили что определенное значение для успешного осуществления учебно-игрового процесса имеет особый стиль отношений между детьми и воспитателям, эмоциональный подъем, мажорность тона организатора, его включенность в игру.
Особенно важным для воспитателя ГПД является требование не нарушать игру разными замечаниями дидактическими требованиями. Дисциплина в процессе игровой деятельности поддерживается, в основном, правилами игры, четкостью исполнения ролей, заранее продуманными приемами, корректирующие игровые действия участников. Оправдывают себя и своевременная оценка игровых действий участников и их достижений, создание ситуаций переживания успеха. Включение воспитателя в учебно-игровую деятельность чаще на партнерских позициях обеспечивает необходимую эффективность в работе со старшими дошкольниками.
В-пятых, результаты анализа наблюдения занятий показывают, что успешность организации игры в значительной степени обусловливается четкостью и своевременностью подведения ее итогов. Завершающий этап игры отыграл значение для обеспечения постепенного перехода от интереса непосредственно к игровой деятельности, учебного материала, без которой игра невозможна. Поэтому, подытоживая работу, особый акцент стоит ставить не столько на выполнении детьми задач игровой деятельности, как помочь детям осознавать дидактические задачи определенной учебной игры. Наблюдение занятий ГПД с шестилетними первоклассниками убедили нас в том, что необходимо помочь детям понять, как правильное, четкое, быстрое выполнение задач влияет на успех в игре в целом. Они должны убедиться, что до игры они чего-то не умели, а по завершению ее научились это делать. Подведение итогов игровой деятельности шестилеток делает воспитатель, к тому же использует различные виды поощрений (призы, вымпел победителя, эмблемы и т.п.) Но вместе с тем, шестилетки больше удовольствия получают от процесса самой игры.
Подытоживая результаты проведенного современного педагогического опыта использованию игр в организации деятельности в условиях ГПД, со всей уверенностью утверждаем, что игра определяется важным фактором вооруженные первоклассников определенными умениями, навыками, знаниями и достаточно активно используется преподавателями для подготовки к урокам. Наряду с этим, констатируем тот факт, что использование игровой формы на занятиях в группе продленного дня имеет ограниченный характер, отсутствует определенная система в проведении игр на разных этапах формирования определенных умений в целом и орфоэпических навыков в частности.
Считаем, что объясняются определенные недостатки следующими причинами:
1. Воспитатель не обладает достаточным объемом знаний относительно специфики, структуры и функций дидактической игры.
2. Исходя из этого, подавляющее большинство воспитателей не обладает должным образом методике организации и проведения игр
3. Воспитатели групп не достаточно просвещены в дифференциации учебных и игровых задач и в динамике их развития.
4. У воспитателей ГПД преимущественно не сформирована готовность использовать игры на разных этапах развития речевой личности первоклассников.
Таким образом, результаты проведенного анализа современного состояния использования игры в процессе игровой деятельности для первоклассников в ГПД свидетельствуют о необходимости разработки рекомендаций для воспитателей, проведение тренингов-семинаров с целью усвоения ими теоретико-практических аспектов эффективного использования системы игр в процессе развития личности ребенка.