Разработка внеклассного мероприятия по творчеству Н.В. Гоголя
Авторы:
Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края
Трушкина Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края
205-летие со дня рождения
НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ
12084053175000
Цели мероприятия:
· приобщение учащихся к литературному наследию Н.В. Гоголя;
· формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
· развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников;
· формирование знаний в области музыки, способствовать пониманию классической музыки;
· формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искусства, выразительного чтения, актерского мастерства.
Оборудование: выставка книг Н.В. Гоголя, стенная газета с высказываниями современников о Н.В. Гоголе, оформление стендов, посвященное юбилею писателя, буклеты “Живое слово Гоголя”, аудиозапись опер Н.А. Римского-Корсакова “Майская ночь”, “Ночь перед Рождеством, М.П. Мусоргского “Сорочинская ярмарка”, “Картинки с выставки”, П.И. Чайковского “Черевички”, компьютерная презентация “Живое слово Гоголя”, магнитофон, ноутбук, проектор, экран.
Учитель. “Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России, – писал Гоголь Жуковскому, – знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня”. И действительно, 205 лет прошло со дня рождения Н.В. Гоголя, но все так же ярко и сильно звучат страницы гоголевских произведений, посвященные описанию русской жизни, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый меткий язык, не исчезла сила его разящего смеха, его беспощадной сатиры. Представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию “Живое слово Гоголя”.
Появляются две приятные дамы (по сценарию далее это ведущие). В руках у одной из них афиша
Дама 1
Да нет, же, Софья Ивановна, душечка моя, вы что-то напутали!
Дама 2
Вот уж нет, Анна Григорьевна, ничего я не путаю, да и как же я могла напутать, когда у меня и афиша есть…
Дама 1
Да, нет же, нет же, вот и Коробочка говорила, а уж ей точно известно.
Дама 2
Но как же у меня же – вот афиша, а в ней черным по белому, т. е. не совсем по белому… Но уж будьте любезны, ничего я не путаю..
Дама 1
Ну, ладно покажите свою афишу..
Дама 2
А вот вам…(показывает афишу)
Дама1 Много в России талантов, удивительна щедра наша страна на яркие, необычайно душевно щедрые, широкие души.
Выходит Гоголь
«Великая торжественная минута. У ног моих мое прошедшее, надо мною сквозь туман светлеет неразгаданное будущее…Какое же будешь ты, мое будущее? О, будь блистательно, будь деятельно, все предано труду и спокойствию!.. Я совершу… Я совершу! Жизнь кипит во мне – труды мои будут вдохновенны…»
Звучат колокольчики.
Гоголь
«Чудный город Миргород! Город моего детства. (уходит)
(на фоне презентации рассказ о жизни Н.В. Гоголя)
Ведущий: Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мост и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы.
Ведущий: И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу - в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначения
Ведущий: Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Сорочинцы бывшей Полтавской губернии, в Украине. Он происходил из небогатой помещичьей семьи и провел детство в родительском имении, в деревне Васильевке, среди живописной украинской природы.
Ведущий: Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был человек мягкий, уступчивый, с наклонностью к романтической мечтательности, которая соединялась у него с юмористическими способностями. Он писал стихи и сочинял на украинском языке комедии.
Ведущий: Мать Гоголя, Марья Ивановна, была добрая, простодушная женщина. Вся ее любовь сосредоточилась на детях, которых в живых у нее осталось пятеро: четыре дочери и «Никоша». Особенной ее любовью пользовался Николай, старший из детей.
Ведущий: Отец заботился главным образом о литературном образовании сыновей. Он разговаривал с ними о литературе и во время прогулок задавал разные темы для стихотворений.
Ведущий: Гоголь вынес из детских лет страстную любовь к народной поэзии. Эта любовь росла и усиливалась с годами. Он восторгался историческими украинскими песнями. Приезжая потом на родину, Гоголь с наслаждением слушал украинских певцов, к которым пристрастился еще в детстве.
Чтец: Украйна! Милая Украйна!
Вспоминаю детство, хату, степь без края,
Вспоминаю батьку, деда вспоминаю…
Как в праздник, раскрывши окна, как бывало,
И выйдя с соседом на дворик на малый
Попросит он деда, чтоб тот рассказал
Про то, как Украйна пожаром пылала,
Про Днепр, про реку, про все, что застал.
Село! Пришел конец кручине…
Село на нашей Украине –
Пестрее писанки село,
Зеленой рощей поросло.
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
Как диво дивное, кругом
Кудрявых тополей вершины,
А там и лес, - леса, долины,
Холмы синеют за Днепром.
(украинский танец исполняет группа девочек 6-го класса)
Ведущий: В Москве во дворике № 7 по Суворовскому бульвару стоит памятник Н.В. Гоголю скульптора Н.А. Андреева. Фигуры героев Гоголя группируются на пьедестале, на гранях куба, будто у кафедры: сказочная красавица вольной Украины, а за гранью – будто птицей готов вспорхнуть Хлестаков, Тарас Бульба, а за углом – Павел Иванович Чичиков: толпа, шествие. Гоголь с ними. Гоголь как бы их покровитель. А на бронзовом лике его – задумчивость и озадаченность. Но и в смущении Гоголь велик, и в сконфуженности. Жизнь Гоголя была яркой и стремительной. Он ушел из жизни в сорок три года, оставив нам бессмертную комедию “Ревизор”, гениальную поэму “Мертвые души”, многочисленные рассказы и повести. В 1830 году в журнале “Отечественные записки” появляется первая повесть писателя “Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы”. Н.В. Гоголь начинает работать над повестями из старинной украинской жизни, используя народные предания и сказки. Вскоре выходят в свет “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которые принесли молодому писателю большой успех.
Ведущий: Известный литературный критик XIX столетия В.Г. Белинский в статье “О русской повести и повестях Гоголя” писал: “Господин Гоголь сделался известным своими “Вечерами на хуторе близ Диканьки”. Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные и жизни, и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих поэтических грезах г-на Гоголя”.
Чтец: Чтение наизусть эпизода “Чуден Днепр” из повести “Страшная месть” на фоне увертюры к опере Римского-Корсакова “Майская ночь”.
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире.
Ведущий: “Прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость: искренняя, непринужденная... А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе...” – делился впечатлениями А.С. Пушкин.
Инсценировка по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (8 класс)
Сцена 1
Оксана:
- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом к верху носе? И в щеках? И в губах? Будто хорошо мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они длинные как змеи, перевились и обвили вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
- Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.
Вакула:
- Чудная девка. С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя в слух!
Оксана:
- Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю: у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове. Вам век не увидать богаче галуна. Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете.
(увидела кузнеца)
Оксана:
- Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?
Вакула:
- Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузнецы; зато ни у какой поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на Сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого. По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет как жар.
Не сердись на меня. Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана:
- Кто ж тебе запрещает, говори и гляди!
(Оксана садится на лавку, поправляет косы на голове)
Вакула:
- Позволь и мне сесть возле тебя!
Оксана:
- Садись.
Вакула:
- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя.
Оксана:
- (Отталкивает его) Чего тебе еще хочется? Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
(Смотрит в зеркало, прихорашивается)
Вакула:
- Не любит она меня. Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. Чудная девка! Чего бы я не дал, чтобы узнать, кого она любит!
Стук. Входят девушки, смеются, хвастаются обновами.
_ Оксана, идем колядовать с нами.
- Идем, Оксана, а то не успеем. Парубки уже давно нас ждут..
Оксана:
- Э, Одарка, у тебя новые черевички! Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевички
Вакула:
- Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.
Оксана:
- Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на свою ногу.
Разве принесешь те самые, которые носит царица.
Девки:
- Видишь, каких захотела (смеется)
- Идем, Оксана, колядовать.
Оксана:
- Да, будьте вы все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
(девушки уводят Оксану)
Вакула:
- Смейся, смейся. Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит.
(горько усмехаясь) Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж. Эх. (уходит)
Сцена 2 (9 класс)
Черт:
- Ах, дорогая Солоха, не согласна ли наградить мою страсть. Я готов на все: кинусь в воду, а душу отправлю прямо в пекло (встает на колени)
Солоха:
- Ах, какой баловник. Ах, какой прыткий. Ну, мохнатенький, ну хвостатенький (гладит). Иди же к своей Солохе.
(поднимает его, делают вид, что хотят поцеловаться.
Вдруг стук. Входит Голова.)
Голова:
- Ну, добрый вечер, дорогая Солоха. Шел я мимо да увидел свет в твоей хате. А не подашь ли чарку горилки, дрожжайшая Солоха.
Стук.
Голова:
- Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с дьяком.
Солоха:
- Куда же тебя спрятать, уважаемый Голова. Разве в мешок с углем. Полезай, панове, в этот мешок.
Входит дьяк.
Дьяк:
-Здравствуй, Солоха. Эх, какая метель. Все дорожки замела, кроме одной. Позволь погулять немного с тобой.
Солоха:
-Ах, Осип Никифорович! Сердечно рада такому посещению.
Дьяк:
- А что это у вас, великолепная Солоха? (отскочил)
Солоха:
- Как что? Рука, Осип Никифорович!
Дьяк:
- Гм. рука! Хе!хе!хе! (потирает руки, прохаживается)
- А это что у вас, дрожжайшая Солоха? (схватил за шею пальчиками и отскочил)
Солоха:
-Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.
Дьяк:
- Гм! На шее монисто! Хе!хе!хе! (снова ходит, потирая руки)
- А это что у вас, несравненная Солоха?
Стук. Голос казака Чуба.
- Ах, боже мой, сторонне лицо! Что теперь будет, если застукают особу моего звания. Дойдет до отца Кондрата!
- Ради бога, добродетельная Солоха. Ваша доброта, ей – богу, стучатся. Ох, спрячьте меня куда-нибудь!
Солоха: (бегает)
- Куда же, отче я спрячу вас. Ну, полезайте сюда.
Чуб:
- Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? Правда не ожидала? Может быть, я помешал? Может быть, вы забавлялись с кем-нибудь? Может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? (смеется)
- Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замерзло от проклятого морозу. Послал же бог такую ночь перед Рождеством. Как схватилась вьюга, как схватилась…
Вакула:
- Отвори! (стучит)
Чуб:
- Стучит кто-то.
Вакула:
- Отвори
Чуб:
- Это сын твой кузнец. Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня;
- Я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною.
Солоха мечется, дает знак лезть в тот самый мешок,
в котором сидел дьяк, уходит сама
Кузнец садится на лавку
Вакула:
- Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь.
Отнесу их в кузнецу. (берет и тащит мешок)
- Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего. Дурень я. Я и позабыл, что теперь мне все кажется тяжелее.
Скоро буду от ветра валиться. Нет, не дам никому смеяться над собою (утаскивает остальные)
Сцена 3 (9класс)
Вылезает из мешка черт и смотрит на Вакулу
Черт:
- Это я, твой друг, все делаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь. Оксана будет сегодня же наша.
Вакула:
- Изволь, за такую цену готов быть твоим.
Черт: (запрыгал на спине)
- Теперь-то попался кузнец. Теперь-то вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, возводимые на чертей.
- Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
Вакула:
- Я готов. У вас я слышал, расписываются кровью. Постой же, я достану в кармане гвоздь. (схватил за хвост)
Черт:
-Вишь какой шутник. Ну, полно, довольно уже шалить.
Вакула:
- Постой, голубчик! А вот это как тебе покажется? Будешь теперь подучивать на грехи добрых людей. (вскочил верхом на черта и перекрестил его)
Черт:
- Помилуй, Вакула. Все, что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!
Вакула:
- А, вот каким голосом запел, проклятый. Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе. Слышишь, неси, как птица!
Черт:
- Куда?
Вакула:
- В Петербург, прямо к царице
( Музыкальная композиция П. И. Чайковского «Черевички»)
Чтец: Чтение наизусть отрывка “Знаете ли вы украинскую ночь...” из повести “Майская ночь, или Утопленница” на фоне увертюры к опере Н.А. Римского-Корсакова “Майская ночь”.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движется океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Ведущий: Повести “Вечера на хуторе...” вдохновляли и композиторов на создание прекрасных произведений. Римский-Корсаков написал оперу “Майская ночь” по одноименной повести Гоголя.
(звучит музыка на фоне чтение)
Наступает ночь. Тихо зажигаются звезды. С легким плеском колышется вода в озере, и лишь старый панский дом одиноко темнеет вдали. Об этом доме есть много страшных историй. Левко рассказывает Ганне легенду о старом сотнике и его красавице Панночке
(. После слов ведущего звучит фрагмент оперы Н.А. Римского-Корсакого “Майская ночь”.)
(Инсценировка Левко и Ганна)
Ведущий: В 1871 году был объявлен конкурс имени Серова на сочинение оперы на сюжет “Ночи перед рождеством”. П.И. Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием “Кузнец Вакула” писалась с увлечением и через три месяца была закончена. Чайковскому были присуждены сразу две премии – 1-я и 2-я. Однако требовательный к себе композитор, спустя 10 лет переработал ее и переименовал в “Черевички”.
(Звучит музыка из оперы П.И. Чайковский “Черевички”.)
Ведущий: Повесть “Тарас Бульба” – это гимн Украине и вольному духу казачества.
Ведущий: “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Гоголь рисует Запорожскую Сечь – идеальное, справедливое общественное устройство. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.
“Так вот она. Сечь!.. То гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину!..”
(инсценировка из повести «Тарас Бульба») (8класс)
Чтец: Чтение наизусть отрывка “Степь” из повести “Тарас Бульба” звучит на фоне фрагмента музыкального произведения М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
6-й ведущий. Будто свежим воздухом потянуло со страниц повести “Тарас Бульба”. Славно, просторно! Пространство стало широким и беспредельным – казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было большей чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества.
Слайд 19. 5-й чтец. Чтение наизусть отрывка “Речь о товариществе” из повести “Тарас Бульба”.
– Хочется мне вам сказать, Панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского народа, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица, после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь; нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!
3-й ведущий. Истинный патриот, Н.В. Гоголь умел не только искренне любить, но и страстно ненавидеть.
. “Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им! О, смех – великое дело!” – думал Гоголь, создавая комедию “Ревизор”.
Ведущий: Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, типичные для всей России времен Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай I. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембуре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: “ Я их знаю”. А затем прибавил по-французски, что видел на представлении гоголевского “Ревизор”.
Ведущий: Сюжет комедии подарил Гоголю Пушкин. А Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта”. Смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако, показав должностных лиц, в руках которых находится власть над простыми людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: “Гоголь первый представил нам нас в настоящем нашем виде... Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими”.
Сцена из комедии “Ревизор” (д. 1, явл. 6).
За столом сидит Марья Антоновна, примеряя украшения, любуется собой в зеркале. Вбегает Анна Андреевна.
Анна Андреевна. Где ж, где ж они? Ах, боже мой!.. (Отворяя дверь.) Муж! Антоша! Антон! (Говорит скоро.) А все ты, а все за тобой. И пошла копаться: “Я булавочку, я косынку”. (Подбегает к окну и кричит.) Антон, куда, куда? Что приехал? ревизор? с усами! с какими усами?
Голос городничего. После, после, матушка!
Анна Андреевна. После? Вот новости – после! Я не хочу после... Мне только одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением.) Уехал! Я тебе вспомню это! А все эта: “Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас”. Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед зеркалом жеманиться; и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься.
Марья Антоновна. Да что ж делать, маменька? Все равно, чрез два часа мы все узнаем. Анна Андреевна. Чрез два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц еще лучше можно узнать! (Свешивается в окно.) Эй, Авдотья! А? Что, Авдотья, ты слышала, там приехал кто-то?.. Не слышала? Глупая какая! Машет руками? Пусть машет, а ты все бы таки его расспросила. Не могла этого узнать! В голове чепуха, все женихи сидят. А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай, сейчас! Слышишь, побеги, расспроси, куда поехали, да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он – слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее, скорее, скорее, скорее!
(Звучит музыка М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.)
Ведущий: Н.В. Гоголь был убежден, что самое действенное средство преобразования общества – осмеяние пороков, которые мешают дальнейшему развитию. В 1841 году писатель закончил работу над поэмой “Мертвые души”. Это книга наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Как живые предстают перед нами персонажи поэмы. Помещики – Собакевич, Ноздрев, Плюшкин, Манилов, Коробочка – представлены как “мертвые души”, люди, утратившие многие человеческие качества: доброту, отзывчивость, живой интерес к жизни, любовь к окружающим. А образ “подлеца-предпринимателя” Чичикова приобрел смысл, не утративший своего значения спустя столетия. Особенностью гоголевского таланта было сочетание комического и трагического. Поэтому в “Мертвых душах” смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30–40-х годов XIX века.
Одна из лучших комических сцен поэмы – эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоги между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Раскрываются основные черты характера Коробочки – жадность, упорство и тупость
Эпизод “Чичиков у Коробочки” из поэмы “Мертвые души” (10 класс)
У Коробочки.
Гроза. За закрытым занавесом раздается сильный стук.
Перед занавесом пробегает Ф е т и н ь я.
Голоса за занавесом.
Фетинья. Кто стучит?
Чичиков. Пустите, матушка, с дороги сбились.
Фетинья. Кто вы такой?
Чичиков. Дворянин, матушка.
Фетинья (бежит обратно). Матушка, дворянин.
Коробочка. Ну, впусти.
Занавес открывается.
Комната Коробочки. Стол, на нем – самовар и чайная посуда, стулья. Коробочка сидит в кресле. Входит Чичиков.
Чичиков. Извините, матушка, что побеспокоил неожиданным приездом.
Коробочка. Ничего, ничего. В какое-то время бог вас принес! Гром такой... Вишь, сумятица какая... Чайку выпьете, батюшка?
Чичиков. Недурно, матушка.
Коробочка. А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке – фруктовая.
Чичиков. Недурно, матушка, хлебнем и фруктовой. А позвольте узнать вашу фамилию!
Коробочка. Коробочка, коллежская секретарша.
Чичиков. Покорнейше благодарю. Чичиков. А имя, отчество?
Коробочка. Настасья Петровна.
Чичиков. Хорошее имя. У меня тетка родная, сестра моей матери, Настасья Петровна.
Коробочка. А ваше имя как? Ведь вы, я чай, заседатель?
Чичиков. Нет, матушка, чай, не заседатель. А так ездим по своим делишкам.
Коробочка. А, так вы покупщик? Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево. Ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил?
Чичиков. А вот меду и не купил бы.
Коробочка. Что ж другое, разве пеньку?
Чичиков. Нет, матушка, другого рода товарец. Скажите, у вас умирали крестьяне?
Коробочка. Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер такой все славный народ, все работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а заседатель – подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати, как за живого.
Чичиков. Уступите-ка их мне, Настасья Петровна.
Коробочка. Кого, батюшка?
Чичиков. Да вот этих-то всех, что умерли.
Коробочка. Да как же уступить их?
Чичиков. Да так просто. Или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги.
Коробочка. Я, право, в толк не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли? Да на что ж они тебе?
Чичиков. Это уж мое дело.
Коробочка. Да ведь они же мертвые.
Чичиков. Да кто же говорит, что они живые? Вы за них платите, я вас избавлю и от хлопот и от платежа, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей ассигнациями. Ну, теперь ясно?
Коробочка. Право, не знаю... Ведь я мертвых никогда еще не продавала.
Чичиков (В сторону: “Ну, баба, кажется, крепколобая”). Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько, ведь вы разоряетесь, платите за них подать как за живых.
Коробочка. Право, я боюсь на первых порах не понести бы как-нибудь убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят...
Чичиков. Послушайте, матушка... Эх, какие вы! Что ж они могут стоить? Рассмотрите, ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах. Вот возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например, даже простую тряпку, и тряпке есть цена, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?
Коробочка. Да ведь только одно меня останавливает, что ведь они уже мертвые.
Чичиков (В сторону: “Эк ее, дубинноголовая какая! Поди ты сладь с нею. В пот бросила проклятая старуха”. Оттирает пот со лба.) Вы, матушка или не хотите понимать мох слов, или так нарочно говорите, лишь бы что-нибудь говорить... Я вам даю деньги: пятнадцать рублей. Ведь это деньги. Вы их не сыщите на улице. Ну, признайтесь, почем продали мед? Коробочка. По двенадцати рублей за пуд.
Чичиков. Ну, матушка, взяли греха на душу. По двенадцати не продали. Ну, все равно, ну ведь то – мед, а это – ничто! А я вам ни за что плачу, и не двенадцать рублей, а пятнадцать рублей, да и не серебром, а синими ассигнациями!
Коробочка. Право, мое такое неопытное вдовье дело! Лучше уж я маненько повременю, авось понаедут купцы, я и применюсь к ценам.
Чичиков. Страм, страм, матушка! Просто страм! Кто же станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?
Коробочка. А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся?
Чичиков. Мертвые – в хозяйстве! Эк, куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в огороде, что ли?
Коробочка. С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь!
Чичиков. А куда же еще? Куда вы их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы, все вам останется. Ну, так что же? Отвечайте, по крайней мере. (Пауза.) Коробочка. Право, я все не приберу, как мне быть. Лучше я вам пеньку продам.
Чичиков. Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете?
Коробочка. Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией.
(Звучит музыка М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.)
Ведущий: Образ России в «Мертвых душах» многолик, многогранен, непостижим, порой невероятен. Стремясь осознать ее, он душевно страдает от глубокой боли – за убожество и нищету, грязь, пороки людские, тяжкое положение народа и эгоизм привилегированных сословий: неуспопокоенность его души слышна в каждом слове.
Звучит романс «Степь да степь кругом…)
Гоголь «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога, и как чудна она сама .Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, дивных впечатлений!
И какой же русский не любит быстрой езды? Ее ли не любить, когда слышится в ней что-то восторженно-чудное?
Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло… И сам летишь, и все летит, и что-то страшное заключено в сем быстром щелканье, - только небо над головою, да легкие тучи, придирающийся месяц один кажутся неподвижны…
Ведущий: Проехаться по Руси – мечта Гоголя. Он хотел бы повидать Сибирь, постранствовать по центральным губерниям, махнуть на Камчатку. Сюжет жизни Гоголя – путешествие. Гоголь хлопотал перед царем, чтоб ему выдали подорожную навечно, чтобы он мог колесить беспрепятственно по Руси. Ему хотелось иметь свободный проезд во все стороны света. Его герой Чичиков – тоже путешественник. В движении великая созидательная сила (муз. фон «Тройка мчится…»).
Чтец: Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…… Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; лежит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. (муз. фон)
Чтец: Стихотворение Тютчева, Край родной долготерпенье, Край ты русского народа…
Ведущий: Велика сила веры Гоголя в будущее России.
Ведущий: «Умом Россию не понять…
Аршином общим не измерить…»
Вера писателя облагораживает и наши души, читателей и слушателей. И мы сохраним для своих детей, потомков заветы величественного русского лирика Н.В. Гоголя. наша сила в этой вере, в лучшее будущее, светлое завтра. В него верил писатель, завещал и нам.
Чтец: Стихотворение Н. Рубцова
«Россия, Русь…
Куда я не взгляну!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, страну.
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни…»
Ведущий: Художественное слово Гоголя бессмертно. “Дорого русскому сердцу имя Гоголя. Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом, никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русской жизни и русского общества”, – так отзывался критик Д.И. Писарев о Гоголе. Время не властно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Н.В. Гоголя, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет тому назад. Им по праву гордится наша родина, его имя с уважением произносят во всех странах мира. Россия широко отмечает 205-летие писателя.
(Звучит музыка М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”.)