Конспект урока Литературное чтение Ильины три поездочки


Конспект урока
Тема Ильины три поездочкиИспользуемая образовательная система (методика, технология) Технология проблемного обучения
Используемый учебник «Литературное чтение»Климанова Л.Ф. в 2ч.– 6 изд., М. Просвещение ,2009 г ( Перспектива)
Цели и задачи урока Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.Расширять кругозор; работать над развитием речи.
Оборудование Иллюстрация к картине Васнецова «Три богатыря»,мультимедийный проектор, экран, презентация.
Использованная литература (наименование учебника) 1. Концепция и программы для начальных классов « Перспектива» в 2 частях., М., «Просвещение» 2009 г.
3. Ресурсы Интернета.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;
- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
-Оцените свое настроение.
-У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки:
зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее;
желтым - что-то не понял;
красным - усвоил плохо, настроение плохое.
Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Закрасьте кружок около цифры 1.
Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.
II. Актуализация знаний.
Посмотрите на слайд Разгадайте имена и скажите что их объединяет? (Слайд 2)
Вы должны были подготовить выразительное чтение отрывка былины
« Ильины три поездочки » поэтический вариант .
Кто желает прочитать? Руслан(Слайд 3)
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались. (Слайд 4,5,6)
-Как вы понимаете слово былина?
-Давайте посмотрим в толковом словареполное и точное определение слова былина?.(слово и его значение записывается на доске.)
Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.
-Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)
Ответы К. Хава и Ислам (Слайды 7,8,9)
IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.
-По содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.
-Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.
Работа с картиной
Посмотрите на экран.Перед вами картина «Три богатыря» знаменитого русского художника Васнецова ( Слайд 10)
.Х. Хава и Алена расскажут о том, как она создавалась,
-Кто изображен на картине?
-Каких былинных героев вы знаете, про какие богатырские подвиги вы читали, слышали.
– Кто из героев былин вам нравится больше всего?
– Почему?
- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом( Слайд 11, 12, 13)
----Происхождение слова богатырь. ( Слайд 14)
V. Физкультминутка( Слайд 15)
Дружно встали -раз, два, три.
Мы теперь- богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце- руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VΙ.Работа с учебником.Былина. 9 (Слайд 16)
- Сегодня мы познакомимся с былиной « Ильины три поездочки »
-- Какие цели поставим на уроке?
- О ком эта былина?
- О чем рассказывается в былине?
—Прежде чем мы начнем читать ее ,Луиза ,Ася. и Дагмара вернуть вас в историю, в далекий XIII век.(Слайд 17,18)
- В былине мы встретим слова и выражения не понятные вам .Поэтому сначала проведем словарную работу. –(Слайд 19,20)
Текст былины начинает читать учитель. Далее продолжают ученики.
- На данном уроке рассматриваем одну поездочку Ильи.
Беседа по теме.
- Какое впечатление произвела на вас эта былина?(Слайд 21, 22 )
- Для чего собрались славно-русские богатыри?
- Куда досталось ехать Илье Муромцу ?- Сколько надписей было на камне?
- Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит ?( Слайд 23 )
– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?
– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?
– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?
– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?
VΙΙ. Рефлексия.Спасибо. А теперь ребята, послушайте отрывок аудиозаписи из этой былины в исполнении артиста.
Итог урока .( Слайд 24,25)
Составление скинкейда.
Богатырь
Сильный мудрый
Ехал сражался победил
Славна богатырями земля русская
Герой
– Дайте оценку уроку. Покажите свои оценочные листочки.
- Что особенно вам запомнилось?
(Слайд 26,27)
Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце,подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.
Открытый урок
в 4 Б классе
на тему: « Ильины три поездочки»
учитель Алиева С.Н.