Выступление на педагогическом совете по теме:Формирование базовых учебных компетенций обучающихся на уроках географии.
Формирование базовых учебных компетенций обучающихся на уроках географии.
Живя в современном мире, шагая в ногу со временем, мы часто употребляем слова «человек компетентен», “компетентность”.
- Какие ассоциации могут возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом.
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный урожай - нет, о нем говорят качества
человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
К таким умениям относятся, например,
- свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;
- пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;
- составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;
- определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;
- правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний. Овладение этими умениями происходит в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п.
Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Некоторые практические работы проводятся на природе.
Час, проведенный на природе с учащимися,
может оказаться более полезным и
значимым, чем многие дни школьных занятий.
К. Д. Ушинский
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии в 6 классе предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как он составляется , а затем работа проводится на пришкольном участке. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках. Ученикам выдается инструктивная карточка, в которой расписан алгоритм выполнения работы. Затем ученики, используя простейшие приборы: линейка, карандаш, компас отправляются на школьную территорию и начинают выполнять работу. Нанесение объектов природы ( луг, деревья, кусты) на план местности с помощью условных знаков.Задание на дом учащимся дается следующее: оформить план согласно правилам условных знаков в цвете.
Практические работы усложняются в курсе изучения предмета.
«Усиление практической направленности не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для её эффективной реализации. Именно поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций . (таблица № 1.)
Формирование ключевых компетенций учащихся
применение географических знаний и умений
в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации
Формирование познавательных и практических умений учащихся
овладение умениями и способами деятельности
выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости
Как формируются ключевые компетенции у обучащихся на уроках географии?
Компетенции Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 1. Проведение экспериментов.
2. Работа с учебником.
3. Фотографирование объектов.
4. Работа над рефератом.
5. Участие в экскурсии.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. 1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Использование информации из Интернета.
4. Создание презентации.
5. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
Ценностно-смысловые компетенции
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении. Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности (рис. 2)
Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии
работа с учебником, географической и научно-популярной литературой
работа с картами и картосхемами
работа со статистическими материалами
работа на местности, работа на географической площадке
маршрутные съёмки
наблюдение за окружающей средой
практикумы, полевые занятия
работа с ресурсами ГИС и Интернет
учебные (практико-ориентировнные) проекты
Усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
К таким умениям относятся, например,
- свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;
- пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;
- составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;
- определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;
- правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.
Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции . У ребят очень мало знаний. Поэтому на своих уроках я знакомлю детей с обычаями, традициями, одеждой, бытом народов нашей страны. Говорим о толерантности и о том, чем национальные культуры могут обогатить нашу, российскую культуру.
Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. Информационные компетенции, на мой взгляд, география как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий . Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека. Презентация работ проходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений. Уровень презентаций изготовленных учащимися разный, лучшие презентации могут быть оценены не только учителем географии, но и учителем информатики
Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг. Метод проектов позволяет формировать коммуникативную компетентность.
Заключение
На мой взгляд, такие виды работы моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем, формируют его ключевые компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать ,т.е формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным в современном обществе.