Методическая разработка урока Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества


Министерство образования и науки Пермского края
ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»
Конспект урока по дисциплине ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тема: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества
Лебедева Ольга Николаевна
преподаватель
2014 г
Методический паспорт урока
Целевая аудитория: студенты 2 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Предмет: Детская литература
Раздел: Истоки детской литературы
Концептуальная цель преподавания курса детской литературы: получение целостного представления о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли
Тема: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества
Цель урока: формирование представления о художественных особенностях былин
Обучающий аспект: актуализировать знания студентов о былине как жанре УНТ, дать представление об отличии былин от сказки
Развивающий аспект: развивать умение анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой спецификой
Воспитательный аспект: воспитывать интерес к литературному достоянию русского народа
Тип урока: комбинированный урок
Методы:
- словесные (беседа), работа с учебной литературой
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, использование фонозаписи)
Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа
Оборудование: учебники Русская литература для детей под ред. Т.Д. Полозовой, Детская литература. Хрестоматия/ Сост. А.В. Дановский; мультимедийный проектор, компьютер, колонки
Предполагаемый результат урока: студенты получат представление о художественных особенностях былин, осознают значимость изучения фольклора
Этап ВремяСлайд Деятельность педагога Деятельность студентов Формируемые компетенции
I. Организ. момент 1 1 - Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, может вам пригодиться. Приветствуют преподавателя Взаимодейство-вать с руководством, коллегами и социальными партнерами
(ОК 6)
II. Определение темы урока. Целеполагание 7 2
3
4
- Мы продолжаем изучать раздел «Истоки детской литературы». Кто напомнит, какие темы мы уже рассмотрели?
- Совершенно верно. Сегодня мы продолжим работу с данным разделом.
Для определения темы сегодняшнего урока я предлагаю вам прослушать фрагмент аудиозаписи.
Верно. Запишите тему урока в тетради: Наша народная эпопея или былина как жанр устного народного творчества
- Какую цель вы поставите для себя на этот урок?
Историческая справка
Определение понятия
Особенности былин, признаки - Мы рассмотрели фольклор, а также тему «Народные сказки: виды их особенности»
- Сегодня мы будем говорить о былинах.
Высказывания студентов Определение целей и задач урока (ПК 1.1)
III. Изучение нового материала 6
5
12
7
5
6
7
8
9
10-11
12-14
15
16-17
18
1) Историческая справка
В середине XIX века произошел переворот в изучении УНТ и народной культуры в целом. В глухой Олонецкой губернии был открыт живой родник русского былинного эпоса, впервые стали известны имена выдающихся сказителей, таких например как Рябинин, Щеголенко, которые сохранили старинные эпические песни о подвигах русских богатырей. Этим открытием отечественная наука обязана ученому-энтузиасту, крупнейшему собирателю фольклора Павлу Николаевичу Рыбникову. Былины, записанные им на русском севере, вошли в 3-томное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым». До этого былины знали лишь по сборнику Кирши Данилова, т.е. в записях 18 века. В своей книге Рыбников замечает, что былины возникают, «когда письмена не изобретены, когда человек, желая сохранить прошедшее в памяти, прибегает к размеру и напеву и когда в стихотворную форму облекаются не одни предания и исторические воспоминания, но и законы пророчества, предзнаменования».
2) Определение понятия
- А теперь попробуем сформулировать определение понятия былина.
- Проверим себя. Откройте учебник Полозовой на стр. 61-ой. Найдите и запишите определение понятия былина. Зачитайте, что записали.
- В литературе вы можете встретить не только термин «былина», но и «старые песни, старины».
Даль в своем словаре употребляет такие термины как « бывалка, бывальщина, былица, былина, быль» – что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина; иногда вымысел, но сбыточный, сказочный. - Посмотрите на слайд, здесь приведены определения понятия былина из разных источников. Прочитайте их про себя.
3) Особенности былин
- Опираясь на данные определения, попробуйте назвать признаки былины.
- Признаки, которые вы назвали, характерны не только для былин, но и для …
Следовательно, давать характеристику былинам мы будем, сравнивая их со сказками.
- Как мы уже выяснили у былин и сказок много общего. Что еще объединяет эти два жанра? Узнаете, прочитав материал в учебнике Данковского на стр. 33 – 34
- Чем былина отличается от сказки?
- Мы сказали, что оба жанра имеют сюжет. Но в сказках события преимущественно из бытовой, личной жизни, а в основе былин лежат важные исторические события.
- Что вы можете сказать о героях этих произведений? Каких былинных героев вы знаете?
- Что вы можете сказать о фантастической составляющей?
- Поэтому, мы можем говорить о еще одном признаке былин - действие былины всегда приурочено к реальным географическим центрам. В сказке же это некое сказочное царство.
- Какие еще признаки былин не отметили?
- Что можете сказать об исполнении этих произведений?
- Как и сказки былины имеют виды. Различают героические, сказочные и новеллистические былины.
4) Практическая работа
- Итак, мы рассмотрели все вопросы, которые ставили в начале урока. Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Прочитайте тест, написанный на слайде. Действительно ли это былина? Слушают рассказ преподавателя
Высказывания студентов
Былины – это эпические произведения, имеют сюжет, типовых персонажей
- Для сказок
- Используется художественный вымысел, фантастика;
- Наличие портретных характеристик, пейзажно-бытовых картин
- В сказках – это обыкновенные люди с человеческими слабостями, в былинах – это богатыри, наделенные идеальными качествами человека
- Невероятные события былины «повествуются как дела, бывшие действительно». В сказке же «с самых первых слов дается знать, что это вымысел»
- Волшебство – характерная особенность сказки. В былинах оно всегда на враждебной стороне.
Сказка сказывалась говорком или даже скороговоркой, а былина имеет особый напевный слог
- Нет, т.к. здесь нет типичных героев, точных географических мест, исторической значимости события - Осуществлять поиск, анализ и оценку инфор-мации, необхо-димой для реше-ния поставлен-ных задач (ОК4)
- Работать в коллективе и команде, взаимодейство-вать с руковод-ством, коллега-ми и социаль-ными партне-рами (ОК6)
Организовывать собственную деятельность (ОК 2)
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, выступлений (ПК4.4.)
IV. Домашнее задание 2 19 - Дома я вам предлагаю прочитать настоящую былину и записать ее в читательский дневник V. Итог урока 5 20 - Наш с вами урок подходит к концу. Подведем итоги нашей с вами работы. Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Что вам пригодиться в вашей практике? - Всем спасибо за работу. Урок окончен. Высказывания студентов Анализировать уроки (ПК 1.4.)