Презентация Общее недоразвитие речи


Киль Елена Дмитриевна,учитель –логопед. Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р. Е. Левиной в 50-60-х годах XX века. Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л. С. Выготский. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л. С. Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем  в значениях внешних слов и, наконец, в словах». Теория порождения речи, созданная Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных ученых (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Т. В. Ахутина и др.). А. А. Леонтьев предложил принципиальную схему порождения речи, исключающую этапы мотивации, замысла, осуществления замысла и, наконец, сопоставления реализации с самим замыслом. В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, «семантическая запись», внутренняя предикативная схема высказывания), показана роль внутренней речи Характеристика симптомов речевого нарушения при общем недоразвитии речи дана в работах многих исследователей проблемы: Л. И. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой и др.На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. И. Жаренкова, Л. Н. Ефименкова, С. Ф. Спирова, Н. С. Жукова, С. Ф. Иваненко, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева и другие исследователи. Причины ОНРБиологические факторы,социальные факторы-инфекции матери во время беременности -психическая депривация в сенз. – патология натального периода, постнатального периода, перенесенные заболевания матери во время беременности,ребенком в возрасте до 3 лет, несовместимость по резус фактору.-травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др. -воспитание ребёнка глух./ род. По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии). 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. 1.Беседа с ребенком 2.Обследование фонематического восприятия3. Обследование словаря.4.Обследование грамматического строя речи5.Обследование артикуляционного аппарата6.Обследование навыков звукопроизношения Формирование навыков звукопроизношения.Формирование фонематического восприятия и дифференциации фонем.Формирование лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи.Формирование и развитие слоговой структуры слова 1.Обучение пересказыванию2.Обучение рассказыванию по картинам3.Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).  4. Описание пейзажной картины. 5. Обучение описанию предметов. Устно и письменно Развитие владения навыками работы с различными лексико-грамматическими категориями.Развитие навыков владения связной речью в пересказах, сочинениях, изложениях. Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, необходимо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но очень важным для гармоничного развития личности и речи ребенка. 1.Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.2.Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.3.Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., ВЛАДОС, 1998.4.Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.5.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.6.Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 1989.7.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.