Консультация на тему Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста через приёмы мнемотехники


Консультация "Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста через приёмы мнемотехники"
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.
Огромную роль в заучивании стихов мы отводим использованию приёмов мнемотехники. Мнемотехника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью.
Подбор стихотворений для заучивания.
Чем меньше ребёнок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той лёгкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая во внимание необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
Используя в этом возрасте мнемотаблицы, необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка – зелёная.
« Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки
Нужно к ним карман пришить
И конфетку положить!»
Какие же требования мы предъявляем к стихотворениям для малышей:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.
- Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки,
Сшила шубку, сшила шарф
Для мишутки – малыша.
Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы. Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок:
- Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или, выйдя с детьми на воздух в чудесный осенний день и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание, и не прочесть детям восхитительного стихотворения А.Твардовского.
- Меж редеющих верхушек показалась синева,
Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно, треснет мелкий
Обломившийся сучок
И хвостом мелькая,белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней
Бережёт густую тень,
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык.
«Была на небе румяная тучка и растаяла»,- сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на небо, окрашенное вечерней зарей.
Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям. Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
- Мы построили скворечник для весёлого скворца,
Мы повесили скворечник возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки – чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат, целый день они кричат:
«Мы хотим добавку – муху и козявку».
Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.