Статья Экологическое развитие дошкольников посредством дидактических игр
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Аннотация: Статья посвящена вопросам экологического воспитания до школьников. Ставится задача рассмотреть эффект дидактических игр при экологическом воспитании. Раскрываются задачи, этапы и виды деятель ности э кологического воспитания. Особое внимание уделено видам дидактиче ских игр, подробно описаны способы их применения. Подводит к выводу, что дидактическая игра – одна из основных видов деятельности для экологического воспитания дошкольников.
Бережное отношение к окружающей среде, уважение себя и окружающих, малых собратьев, чувство доброты, взаимопомощи, умение видеть красоту во круг – все это должно закладывается с раннего детства. В этом существенна роль родителей и всех родных и близких, кто окружает маленького человечка. Еще недавно об экологическом воспитании с раннего детства не велись раз- говоры и обсуждения, не писались статьи. Но сегодня говорится о необходимо сти начинания экологического воспитания уже в дошкольном возрасте, ведь именно в этом возрасте ребенок начинает отделять себя от окружающей среды, у него развивается ценностное отношение к природе, формируются основы нрав ственно -экологических позиции . Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и воз можность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного вос питания считается дидактическая игра. Чем же воспитателей привлекает дидактическая игра? Почему экологиче ское воспитание посредством дидактических игр считается более эффективным?
Многолетней практикой известных авторов-педагогов доказано: дидактическая игра эффективно воздействует на интеллект ребенка, формирует у него экологи ческую культуру, помогает понять, что каждый отдельный организм в нашей экосистеме взаимосвязан, и что каждый объект и организм уникален в природе по-своему, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за со бой необратимые процессы в природе. Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи: − учебная задача – познавательная; − игровая задача – занимательная. Дети учатся жизни посредством игры. Игра как ведущий вид деятельности для них никогда не надоедает, таким образом, дети и заняты, и познают азы экологии. В качестве специфических признаков дидактической игры выделяется их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемые в дошколь ной педагогике:
− Игры с природным материалом. Этот вид игры эффективен для ознаком ления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и дети охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, раз нообразные цветы, шишечки, овощи, фрукты и др. – кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры можно проводить и в группе (в эколо гическом уголке), также и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности, все-таки детки ведь очень любопытные – они могут природный материал попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать.
− Настольные дидактические игры – интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны: «лото», «домино», парные картинки». Также очень за нимательный вид игры- кто же откажется взять эти кубики, картиночки в малень кие ручонки и рассмотреть на нем картинку и соотнести его с другим рисунком и сделать это быстрее всех и правильнее?!
− Словесные дидактические игры. Они строятся на словах и действиях иг рающих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по опи санию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых дошкольников, в этот пе риод дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны и воспитателя, и других деток. Нельзя забывать и о поощрениях. Они могут иметь так же экологический характер. В конце игры все вместе можно спеть веселую песенку про дождик или время года, или просто прилечь и отдохнуть под шум дождя или скрежет снега… Использование дидактических игр осуществляется в три этапа:
На 1‐м этапе воспитатель подготавливает дидактическую игру. Отбирает подходящую дидактическую игру, которая соответствует задачам воспитания и обучения, также не забывая о программных требованиях. Определяет удобное время и место проведения игры, что тоже немаловажно, ведь не всегда и не везде детям захочется играть и подготавливает нужный дидактический материал. Также необходимо подготовить детей к игре, заранее объяснить материал, кото- рый поможет решить детям игровую задачу.
2 этап, соответственно, проведение самой игры, и оно включает в себя озна комление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (через показ предметов, картин, проведение краткой беседы, в ходе которой уточняются знания и представления детей о природных яв лениях); объяснения хода и правил игры.
На 3‐м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры, все ли дети были задействованы, какие приемы подготовки и проведения игры были самыми наилучшими, что больше всего детям понравилось – это помогает совершенство вать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Необходимо заметить, что взрослый (воспитатель) обязательно должен иг рать с детьми, чтобы на своем примере показывать, как нужно играть, это помо гает быстрее овладеть навыками данной игры, ведь ребенку необходимо понять как взаимодействовать. Так же нельзя забывать, что взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного ᴨериода, должен развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постеᴨенно усложняющиеся, способы построения игры. Чем бы ребенок не занимался в детском саду, во все его игры и занятия заложены определенные цели и задачи, ведь этого требуют образовательные программы ДОУ. Дошкольник много времени проводит в дет ском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно отно ситься к каждому кусту, цветку,дереву, бабочке, ко всему живому и неживому… Боль шая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребенок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. Насколько фантазия воспитателя бо гата, настолько интереснее и занимательнее будет игра деткам, ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто надо найти подход, но ведь воспитатели именно для этого каждую минуту, секунду с детьми . Плоды своих трудов они увидят через годы, ведь не просто так народ говорит: «что по сеешь, то и пожнешь».
Поэтому экологическое воспитание должно начинаться в семье, с самих ро дителей. Родители, показывая пример маленькому чуду, должны заложить в это чистое и не знающее еще чувство потребления столько доброты и научить видеть красоту, которую создает сама природа, чтобы в дальнейшем у него не поднима лась рука разрушить его!