Открытый урок по чтению в 3 классе по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»


Открытый урок
по чтению
в 3 классе
по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Учитель: Гейдебрехт Е.А.
2016 г
Урок 2 4. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Тип урока:  Урок актуализации новых знаний  
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
Обучающие:  организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием  произведения А.А.Фета,  анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в  поисковом чтении, учить читать  «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной  и самостоятельной работы;  
Воспитывающие:  воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда,  добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;
Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;
Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа  с книгой.
Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся
1.Мотивация
к учебной
деятельности
Цель: включение вучебную деятельность
на личностно значимом уровне -Все готовы, всё в порядке. Начинается урок!
Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем?…
2 Мы узнаем и научимся…
3 Теперь мы знаем…
Теперь мы умеем…
Актуализация знаний Итак, начнём нашу работу с первой ступеньки.
Какова наша цель на данном этапе?
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем…
- С каким разделом мы начали работать?
- В чем отличительная особенность стихов?
- С какими произведениями мы уже познакомились?
- Кто автор этих произведений?
- Ребята, я хочу предложить вам два произведения. Познакомьтесь с ними самостоятельно и сравните. Подготовьтесь объяснить, что между ними общего и чем они отличаются?
(Карточки ( или слайд) со стихотворениями об осени и зиме,)Знакомы ли они вам?
Кто сможет рассказать наизусть?
- А произведение о зиме вам знакомо?
- Поэтическая тетрадь.
- Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в стихотворной форме, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью.
- Весенняя гроза. Листья.
- Федор Иванович Тютчев.
-
Изучение нового материала
Подготовка к восприятию текста
Первичное знакомство с произведением
Работа по восприятию произведения
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
- Портрет на слайде.
- Кто узнал поэта?
- Определите тему нашего урока.
- Откройте учебник стр…
- Вот мы переходим на вторую ступеньку.
- Какова наша цель на данном этапе?
2 Мы узнаём и учимся?…
- Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку.
Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Ласточки пропали,
А вчера зарей

- Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину.
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
- Послушайте произведение, Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” . Слайд 2
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение?
– Что он увидел из окошка? Что его удивило?
– Чему рад ребенок? Что его восхищает?
– Все ли слова вам понятны?
– Найдите значение этого слова.
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?
– Стихотворение написано в 19 веке, отличаются ли чувства этого мальчика от ваших, при виде первого снега?
- Афанасий Афанасьевич Фет. Мама!
- Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
- Ответы детей
- Стихотворение написано от имени ребенка.
- Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ- ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой.
- - С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро
- Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы.
ФизминуткаПервичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Подготовка к выразительному чтению - Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.
Строфа 1
- Прочитаем первые шесть строк .- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля?
- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
Строфа 2.
- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?
- О чем он просит маму в этих строках?
- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?
-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
Строфа 3.
- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)
- Как он произносит последние три строчки?
- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения?
- Чьими глазами мы наблюдали картину зимнего утра?
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? Нам с вами этому стоит учиться?
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем и почему.
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему?
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА?
– Найдите рифму в стихотворении.
- – С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения.???– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме.
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.
- читает 1 ребенок
- Грязи нет. Посветлело, побелело. «Видно, есть мороз»
- Малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.
- Ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание.
- «Не колючий, светло-синий / По ветвям развешен иней». Сравнивает иней с ватой. Которую, кто-то «тороватый» (великодушный, щедрый) «все убрал кусты» .- Он зовет маму полюбоваться инеем. « Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.
- Удивление сменяется восхищением,
- 2, 7, 11, 14
- В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении
- Созвучное окончание строк
- С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро
- Чтение стихотворения учащимися.
Итог урока. д/зВот мы и оказались с вами на последней ступеньке нашего урока.
Теперь мы знаем…
Теперь мы умеем…

Обобщение
- С каким произведением мы познакомились сегодня?
- Чему научило вас стихотворение А.Фета?
- Нужно ли уметь удивляться тому, что нас окружает?
- Достигли ли мы поставленной цели?
  - Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня, А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь.
Какую работу к этому произведению вам хотелось бы выполнить дома?
- А одному мальчику захотелось создать мультфильм и вот что у него получилось. Слайд