ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ
Шеерова Алёна Юрьевна
учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 31»
Научные публикации последних лет в области физической культуры, свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья школьников. Валеологические исследования Российских и Украинских специалистов подтверждают снижение уровня здоровья обучающихся. Диагностика уровня физической подготовленности по тестам двигательных способностей и функциональное тестирование так же свидетельствуют об ухудшении здоровья обучающихся образовательных учреждений, увеличении числа острых заболеваний, количества длительно и часто болеющих детей. В подростковый период физического развития, на фоне низкого состояния здоровья, важно не навредить ребенку, учитывая особенности перестройки его организма: неравномерный рост мышечной и костной ткани, изменение гормонального фона. На данном этапе физического развития наиболее уязвимыми являются сердечно сосудистая, центральная нервная системы и опорно-двигательный аппарат [1]. Несмотря на выше сказанное, одной из задач в системе образования, остается гармоничное развитие обучающихся и формирование физической культуры личности каждого. На уроках физической культуры необходимо применять такие средства физической культуры, которые помогут всестороннему развитию ребенка, не перегружая те структуры тела, которые находятся на этапе активного роста.
Объектом педагогического исследования является процесс физического воспитания школьников.
Предметом исследования мы определили: влияние хореографических упражнений на динамику показателей физического развития обучающихся 12-13 лет в школе.
Цель исследования: определение эффективности применения хореографических упражнений в системе физического воспитания в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования эффективность хореографических упражнений в физическом воспитании обучающихся 12-13 лет.
2. Выявить влияние хореографических упражнений на подготовку и динамику показателей физического развития обучающихся 12-13 лет.
3. Определить уровень физической подготовленности школьников 12-13 лет в зависимости от применения хореографических упражнения.
Для решения данной проблемы можно рассматривать как базовые, такие виды физической нагрузки как плавание, лыжная подготовка, хореография. При выборе оптимальной двигательной активности. Мы остановились на хореографии по нескольким причинам. Во-первых, это доступно для всех школ, которые не оборудованы бассейном или не имеют возможность организовать еженедельное посещение бассейна школьниками. Во-вторых, это возможность непрерывного, систематического физического воздействия в течении года, в отличие от сезонной лыжной подготовки. По мнению великого педагога А. Я. Вагановой, уроки хореографии направлены на проявление естественной эмоционально-двигательной активности ребенка, сводятся к тому, что «инстинктивное проявление радости… довести до искусства, до стиля, до художественности…, сообщить определенную форму». С другой стороны, выдающийся педагог остерегала от перенасыщенности урока, влекущего переутомление, эмоциональное перенапряжение, мышечную усталость: «…надо быть очень чуткой к условиям работы, чтобы не обратить пользу урока во вред [3].
В результате систематических хореографических тренировок фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость.
Исследование проводилось в городе Ангарске в МБОУ «СОШ № 4». Для эксперимента были выбраны 2 класса 7А (экспериментальная группа) и 7Б (контрольная группа). Обе группы в составе 12 человек в возрасте 12-13 лет. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2014 г. по февраль 2015 г. включительно.
В начале исследования было проведено тестирование физической подготовленности учащихся. Использовались контрольные нормативы программы обучения по физической культуре для 7-х классов: прыжок в длину с места; подъём туловища за 30с; 6 мин бег; наклон туловища вперёд из исходного положения сидя; упражнение «рыбка».
По результатам входного тестирования на начало эксперимента получили следующие показатели (рис.1).
Рис. 1. Результаты входного тестирования
Организация занятий хореографией разработана на основе методики В.С. Костровицкой и адаптирована для детей среднего возраста в общеобразовательной школе. Данная методика обучения предназначена для специализированных хореографических учреждений. Обучающиеся занимались элементами хореографии 1 раз в неделю, как третий урок физической культуры.
Особенность учебно-воспитательного процесса по физической культуре с использованием элементов хореографии, состояла в следующем:
- водно-подготовительная часть включала: общую разминку под музыкальное сопровождение с хореографическим изменением позиций ног и рук;
- основная часть, состояла из: движений классического экзерсиса у станка и хореографических связок и соединений танца на середине зала; упражнения на развитие сочетанных двигательных качеств (координация и гибкость, силовая выносливость, скоростная выносливость);
- заключительная часть включала: упражнения на дыхание, расслабление, растягивание, внимание, с вариациями разных позиций рук [1].
В результате применения описанных выше упражнений экспериментальная группа в процессе педагогического исследования добилась прироста результатов, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования экспериментальной группы
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что экспериментальная группа, улучшила показатели тестирования.
Прыжок в Подъём 6 мин бег наклон в «рыбка»
длину туловища перёд из
положения
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы в конце педагогического исследования
В результате исследования, мы определили, что средства хореографической подготовки повысили уровень физической подготовленности обучающихся 12-13 лет, и это способствовало формированию потребности к двигательной деятельности, улучшило осанку обучающихся, сформировало координационные способности согласованности двигательных действий верхних и нижних конечностей, координацию двигательного ритма с ритмом музыкального сопровождения. Все в целом позволило привить потребность к красоте двигательного действия, научить классическому танцу, создать возможность взаимодействия мальчиков и девочек в танцевальном дуэте.
Следовательно, поставленные задачи по анализу научно-методической литературы по теме исследования эффективность хореографических упражнений в физическом воспитании обучающихся 12-13 лет выполнены.
Выявлено эффективное влияние хореографических упражнений на физическое развитие и динамику двигательных способностей обучающихся 12-13 лет. Мы определили прирост физической подготовленности экспериментальной группы 12-13 лет занимающихся хореографическими упражнениями. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза определение эффективности применения хореографических упражнений в системе физического воспитания в школе подтверждена.
Литература:
Богаткова, И.Н. Танцы для детей [Текст] / И. Н. Богаткова. - М.: Искусство, 2003.
Базарова, Н. Классический танец [Текст] / Н. Базарова. - М.: Искусство, 2009.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца[Текст]. – Санкт–Петербург, Москва, Краснодар, 2003.