Исследование «Влияние стилей семейного воспитания на формирование защитных механизмов личности»


А.Н.Кравченко
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ
Тема изучения воспитания в семье и его влияния на ребенка в настоящее время очень распространена. Человек как личность начинает формироваться именно в семье. Воспитание ребенка - тема настолько обширная, что исчерпать ее полностью невозможно. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях [10].
Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, так как возникают внезапно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от всех членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Взрослый может избирательно выделять у другого взрослого только понравившуюся черту и способен выделять это качество. А вот ребенку свойственно распространять положительную реакцию на всего человека.
Актуальность проведенного исследования связана с изучением современной проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование защитных механизмов личности ребенка. Отклонения черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей.
В нашей работе мы опирались на положения семейной психологии, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий и направлениях психоаналитической психологии [2]. Также в данной работе были использованы работы, основанные на работе с защитными механизмами личности и основами семейного консультирования [5, 8]. Кроме того, были использованы работы, основанные на положениях, выдвинутых З.Фрейдом, А.Фрейд [9]; Л.Р.Гребенниковым [1], К.Роджерсом, Ф.Е.Василюком, Г.Блюмом, В.Ф.Бассиным, Т.В.Маликовой, Л.А.Михайловым, В.П.Соломиным, О.В.Шатровой [3], И.Э.Назаровой [4], В.М.Целуйко, Э.Г.Эйдемиллером, В.В.Юстицкисом [10], К.Г. Юнгом.
Была выдвинута следующая общая гипотеза: особенности семейного воспитания (а именно, стили семейного воспитания) влияют на формирование защитных механизмов личности. Наши предположения были конкретизированы в следующих частных гипотезах.
Авторитарный стиль воспитания влияет на формирование вытеснения, проекции, гиперкомпенсации, подавления.
Традиционный стиль воспитания влияет на формирование интеллектуализации.
Либеральный стиль воспитания влияет на формирование регрессии, замещения, реактивного образования.
Пренебрегающий стиль воспитания определяет на формирование замещения, компенсации, гиперкомпенсации.
Смешанный стиль воспитания влияет на формирование отрицания, вытеснения.
Объектом исследования являлись личностные особенности, предметом - защитные механизмы личности. Целью нашего исследования являлось изучение влияния некоторых особенностей семейного воспитания (а именно, стилей семейного воспитания) на формирование защитных механизмов личности.
Исследование включало несколько этапов и на каждом этапе исследования мы прорабатывали каждую поставленную нами задачу.
На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности; определение цели, объекта, гипотезы и задач исследования; подбор методик.
Второй этап исследования включал в себя исследование стилей семейного воспитания родителей испытуемых и исследование защитных механизмов личности испытуемых.
На третьем этапе и экспериментальное исследование осуществлялось применение методик на испытуемых и экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности.
В исследовании принимали участие два поколения семьи - родительское (отец и мать) и детское. Всего в исследовании приняло участие 40 семей, из которых 40 человек испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет мужского и женского пола и 80 человек родителей. Все испытуемые имеют различный социальный статус и образование (высшее и неоконченное высшее, средне-специальное), схожие факторы — испытуемые в рамках возраста, не превышающего 25 лет, у которых присутствуют родственные связи и имеется в наличии оба родителя (отец и мать).
На экспериментальном этапе проверялись гипотезы исследования, были использованы следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса (АСВ), предназначенный для изучения опыта родителей в воспитании подростка [7]; методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С.Шефер и Р.К.Белл (адаптация Т.В. Нещерет), предназначенная для изучения родительских установок и отношения родителей к разным сторонам семейной жизни [6]; методика «Распознавание типов воспитания по рисункам» А.И.Баркан, предназначенная для определения типов воспитания родителями своих детей [7]; методика «Индекс жизненного стиля» Life Style Index (LSI) (предназначена для диагностики механизмов психологической зашиты «Я» и включает утверждения, требующие ответа по типу «верно - неверно») [3].
Исследование было проведено в январе-марте 2010 г. в г. Туле и Тульской области на работниках ООО ГК «Автокласс», среди семей, состоящих из двух поколений. На заключительном этапе исследования проводился количественный и качественный анализ полученных результатов экспериментального исследования, их обобщение и систематизация.
Четвертый этап — анализ результатов проведённого исследования, обобщение и интерпретация полученных данных. Полученные данные представлены в табл.1. Они позволили сделать следующие выводы.
Таблица 1.
Соотношение стилей воспитания и защитных механизмов личности*
Защитный
механизм Стиль воспитания
Авторитарный Традиционный Либеральный Пренебрегающий Смешанный
Отрицание 0,156591 0,224086 0,070375 0,071938 0,322411
Вытеснение 0,37647* -0,17047 0,095304 -0,16853 0,301162
Регрессия 0,062512 -0,2635 0327463 -0,01458 0,118214
Замещение 0,141795 0,024931 0,318784 0,362044 0,128097
Проекция 0,321757 -0,0595 0,225348 0,152723 0,041332
Компенсация 0,10387 -0,0176 0,16823 0,30245 -0,0616
Гиперкомпенсация 0,307266 -0,32839 0,111657 0,390469 -0,24542
Реактивное
образование 0,021642 -0,36242 0,325647 -0,00214 0,012047
Подавление 0,366555 -0,18324 0,24369 -0,13966 -0,03588
Интеллектуализация -0,32654 0,305276 0,03097 -0,13124 -0,02525
*Примечание: жирным шрифтом выделен коэффициент корреляции, значимой при р = 0,05, жирным курсивом - коэффициент корреляции, значимой при р = 0,01.
Полученные в исследовании результаты позволили сделать следующие заключения.
Авторитарный стиль воспитания действительно влияет на формирование таких механизмов психологических как вытеснение, проекция, гиперкомпенсация и подавление. Корреляционное значение по шкале «вытеснение» равно 0,37647. Данный факт разрешает нам принять гипотезу при вероятности ошибки равной р = 0,05. Данные по шкале «проекция» равны 0,321757, что также нам позволяют принять гипотезу. По шкале «гиперкомпенсация» корреляционное значение равно 0,307266, а по шкале «подавление» значение равно 0,366555, что тоже позволяет нам принять гипотезу при вероятности ошибки р = 0,05.
При данном типе воспитания ребенок, как правило, заточен в «жесткие рамки», следовательно, из-за неспособности справиться с трудностями создается проекция для сдерживания чувства неприятия себя. Ребенок обычно приписывает источнику трудностей различные негативные качества как рациональную основу для своего неприятия и самопринятия на этом фоне. Что касается подавления, то здесь ребенок вынужден подчиняться родителям и следовать их правилам.
Как правило, ребенок при данном типе воспитания боится своих родителей, и, как следствие, подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника или вытеснения, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Таким образом, сочетая в себе все эти защиты, ребенок пытается избавиться от чувства неполноценности, и, вырастая, пытается «возвысится» над другими членами общества [8].
Традиционный стиль воспитания влияет на формирование «интеллектуализации». Корреляционные данные по шкале «интеллектуализация» равны 0,305276, следовательно, это позволяет нам принять данную частную гипотезу при вероятности ошибки равной р = 0,05.
Ребенок, воспитывающийся в такой семье, как правило, не чувствует нехватки внимания и заботы со стороны родителей, следовательно, вырастая, ребенок произвольно истолковывает события для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «плюсов» и «минусов» каждой из тенденций и их анализ.
Используя эту защиту, человек, как бы, переводит свои эмоции абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Это позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях.
Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом, что делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.
Либеральный стиль воспитания влияет на формирование регрессииv замещения, реактивного образования. Значение по шкале «регрессия» равно 0,327463, по шкале «замещение» — 0,318784, а также по шкале «реактивное образование» равно 0,325647, следовательно, данная гипотеза принимается с вероятность ошибки р - 0,05.
Полученные корреляционные значения говорят о том, что при таком стиле воспитания испытуемые в своих поведенческих реакциях стремятся избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Таким образом, они как бы «упрощают» ситуацию, так как известно, что «маленькие детки — маленькие бедки». Они так же могут разрешать эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием определенной ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Вполне возможно, что при данном стиле воспитания происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное. Это позволяет избежать вторичных вытеснений, вызывая устойчивые изменения в личности.
Пренебрегающий стиль воспитания влияет на формирование замещения и компенсации. Корреляционные значения по шкалам «замещение» и «компенсация» равны 0,362044 и 0,30245 соответственно. Это позволяет принять гипотезу с вероятностью ошибки р = 0,05. Значение по шкале «гиперкомпенсация» равно 0,390469, что также разрешает подтвердить данную гипотезу на 0,01 процентном уровне и является значимой корреляцией. Следовательно, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данная частная гипотеза подтверждена.
Так как при данном стиле воспитания ребенок для родителей находится, чуть ли не на последнем месте, то, также как и в авторитарном стиле воспитания, испытуемые бессознательно пытаются преодолеть реальные и воображаемые недостатки. При отсутствии самоуважения неизбежные жизненные неудачи интерпретируются как подтверждение неполноценности и справедливое наказание за несостоятельность. Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще, сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над окружающими и в достижениях.
Также это может проявляться в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Смешанный стиль воспитания влияет на формирование отрицания и вытеснения. Данные по шкале «отрицание» равны 0,322411, позволяют нам принять гипотезу с вероятностью ошибки р == 0,05. Значение корреляции по шкале «вытеснение» (0,301162) также позволяют подтвердить нашу гипотезу на 0,05 процентном уровне. Следовательно, данная частная гипотеза полностью подтверждается.
Ребенок при таком стиле воспитания получает противоречивые требования со стороны родителе, и, как следствие, ему проще их вытеснить или просто отрицать, нежели в них разбираться. Отношение родителей непостоянно, ребенок не знает, чего от них ожидать, следовательно, старается об этом просто не думать и не прогнозировать. При данном стиле воспитания личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие это проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые не принимаются, не признаются самой личностью.
Таким образом, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Испытуемые могут минимизировать отрицательные переживания за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного его выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Чаще всего подвергаются представления, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить.
Так как все частные гипотезы подтвердились результатами, можно сделать вывод, что и общая гипотеза нашего исследования подтверждается.
Стили семейного воспитания родителей оказывает огромное влияние на формирование детской защитной реакции: во-первых, определенное поведение взрослых может формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, поведение в воспитании взрослых первоначально может способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.
Самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий поведения взрослых членов семьи играют негативно значимые для ребенка взрослые. Этот факт подтверждает теоретическое положение о том, что при пренебрегающем стиле воспитания поведение ребенка в крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Следовательно, испытуемые с таким стилем воспитания наиболее часто используют такой защитный механизм, как гиперкомпенсация, что как раз и подтвердилось в нашем исследовании при коэффициенте корреляций значимом при р = 0,01.
В целом анализ влияния особенностей родителей на формирование детской психологической защиты показал, что стили воспитания в семье, как правило, больше сказываются на этом процессе. В то же время, защитные механизмы ребенка более чувствительны к специфике детско-родительских отношений. Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты. Данный факт подтверждает идею ряда исследователей о том, что страх наказания со стороны воспитателей становится одной из ведущих причин зарождения психологической защиты в детском возрасте.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в сфере дальнейших исследований возрастной психологии, семейной психологии, а также психологий индивидуальных различий.
Установленные взаимосвязи между характерными особенностями психологической защиты детей и родительским воспитательным стилем дают возможность раннего прогнозирования вероятных проблем в системе детско-родительских отношений в конкретной семье.

Библиографический список
Гребенников Л. Р. Механизмы психологической зашиты: генезис, функционирование, диагностика: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. — М.: ПИ РАО, 1994.-202 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая зашита: направления и методы. – СПб.: Речь, 2008. - 231 с.
Назарова И.Э. Защитные механизмы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zvezdi-oriona.ru/204694.htm (11.09.08).
Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2000. - 507 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ —М», 2006. — 672 с.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. — В 3—х тт. - Т. 3. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ -М», 2009. — 695 с.
Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия по социальной психологии личности / Ред., сост. Д.Я.Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 655 с.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с.