Рабочая программа курса внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию личности школьника «В МИРЕ КНИГ» 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
О. В. Табакова____________________

«_____»___________ 2015г. УТВЕРЖДАЮ
И.О.директораН. Т. Трусова
________________________
«_____»___________ 2015г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию личности школьника
«В МИРЕ КНИГ»
2 класс
Составитель:Новиченко Л.Н., учитель высшей квалификационной категории
2015-16 уч.годПояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основании «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности «В мире книг» автор Ефросинина Л.А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф, 2012). и следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Назначение, актуальность и перспективность
Программа «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение в процессе общения с книгой, развиваются память, внимание, воображение — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из еѐ аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию
Занятия ориентированы на детей 8-9-летнего возраста, объём часов, отпущенных на занятия, составляет 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью-45 минут.
Цель курса
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи
расширить литературно – образовательные пространства учащихся
начальных классов;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Формы и методы работы
•По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
•По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
•По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности
Игровая, познавательная.
Содержание программы
Книга, здравствуй
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и еѐ справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зѐрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.)
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал своюРодину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества.
Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями ВеликойОтечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твѐрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весѐлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Учебно-тематический план
№ Разделы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Книга, здравствуй
3 2 1
2 Книгочей – любитель чтения 2 1 1
3 Книга о твоих ровесниках 4 1 3
4 Крупицы народной мудрости. Книги - сборники 4 1 3
5 Писатели -сказочники 5 1 4
6 Книги о детях 4 1 3
7 Старые добрые сказки 3 1 2
8 Книги о тех, кто подарил нам жизнь 4 1 3
9 Книги о защитниках Отечества. 3 1 2
10 По страницам любимых книг 2 - 2
ИТОГО 34 10 24
Планируемые результаты
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие метапредметные УУД, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные
Регулятивные:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Форма К-во часов По плану Факт
Книга, Здравствуй
1 Роль книги в жизни человека.
Комбинир. 1 9.09 2 История создания книги. Первая печатная книга на Руси
Комбинир. 1 16.09 3 Структура книги (элементы книги).
Комбинир. 1 23.09 Книгочей – любитель чтения
4 Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).
Комбинир. 1 30.09 5 Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.
Каталожная карточка.
Комбинир. 1 7.10 Книга о твоих ровесниках
6 Выставка книг о детях. Структура книги
Комбинир. 1 14.10 7 Книги В. Осеевой. Книга-сборник
Комбинир. 1 21.10 8 Книги Е. Пермяка. Титульный лист
Комбинир. 1 28.10 9 Книги Е. Пермяка. Титульный лист
Комбинир. 1 11.11 Крупицы народной мудрости. Книги - сборники
10 Книги Н. Носова. Типы книг
Комбинир. 1 18.11 11 Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).
Комбинир. 1 25.11 12 Книги-сборники. Малые жанры фольклора.
Комбинир. 1 2.12 13 Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
Комбинир. 1 9.12 Писатели -сказочники
14 Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».
Комбинир. 1 16.12 15 Скороговорки и чистоговорки
Комбинир. 1 23.12 16 Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники.
Комбинир. 1 30.12 17 По страницам сказок Х.К. Андерсена
Комбинир. 1 20.01 18 Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок»
Комбинир. 1 27.01 Книги о детях
19 Книги о детях. Выставка книг.
Герои книг В. Осеевой. Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.
Комбинир. 1 2.02 20 Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители
Комбинир. 1 10.02 21 Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.
Комбинир. 1 17.02 22 Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка
Комбинир. 1 24.02 Старые добрые сказки
23 Книги-сборники сказок народов мира.
Комбинир. 1 2.03 24 Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.
Комбинир. 1 9.03 25 Народные сказки на страницах детских журналов.
Комбинир. 1 16.03 Книги о тех, кто подарил нам жизнь
26 Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
Комбинир. 1 23.03 27 Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Комбинир. 1 6.04 28 Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Комбинир. 1 13.04 29 Мини – проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье». Рукописная книга «Семья».
Комбинир. 1 20.04 Книги о защитниках Отечества.
30 Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Комбинир. 1 27.04 31 Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Комбинир. 1 4.05 32 Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове».
Комбинир. 1 11.05 По страницам любимых книг.
33 Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам лю-
бимых книг. Презентация любимой книги.
Комбинир. 1 18.05 34 Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»
или «Дневника читателя».
Комбинир. 1 25.05 Информационно-методическое обеспечение
Литература
1. Н.Ф.Виноградова Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. М.:Вентана-Граф, 2012 год
2. И.Н.Коробова. Внеклассные мероприятия в начальной школе: Волгоград: Учитель, 2007.
Оборудование
1. Компьютер
2. Экран
3. Слайдовые презентации