Урок русского языка в 5 классе «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
обучающая:
- дать понятие речевого этикета;
- познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;
- учить употреблять в речи этикетные слова;
развивающая:
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;
- повторить фонетическую транскрипцию слов, деление слов для переноса, орфографический и словообразовательный разборы;
- расширять кругозор учащихся;
воспитывающая:
- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.
Методическое обоснование: на уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т. п. в зависимости от речевой ситуации.
Более того, ученики учатся правильно произносить и писать этикетные слова.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит песня «Только добротой сердец»(можно показать клип), в проигрыше:
Учитель. – Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь. ( Вл. Солоухин )
(песня заканчивается):
Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)
С одной стороны, как будто немного: ведь многих сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поговорим? (умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова)
II. Работа с новым материалом.
1. Беседа о речевом этикете.
У ч и т е л ь. Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.
Что называется речевым этикетом? Обратимся к материалу п.43.
(записать в тетрадь определение)
А всегда ли мы соблюдаем эти правила? Посмотрим сценку «Разговор по телефону» (2 ученика разыгрывают сценку)
- Ой, а куда я попал?
- А куда бы Вы хотели попасть?
- Какой Ваш номер?
- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?
- Кто не прав?
- Какие ошибки допущены?
Исправьте ситуацию.(2-я сценка)

- Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?
- Добрый день, нет, это другой номер.
- Спасибо, извините.
- Пожалуйста, всего доброго.

Изменилось ли отношение говорящих друг к другу, с помощью чего?
В этом диалоге вы услышали самые распространенные в нашей речи этикетные слова. А каково же их происхождение, послушаем сообщения ваших товарищей.
(заранее подготовленные учащиеся рассказывают о происхождении этикетных слов)
СПАСИБО – изначально – спаси Бог! (т.е. «пусть Бог спасёт!»). В быстрой разговорной речи сначала словосочетание срослось в одно слово, а потом потеряло конечный согласный. Надо сказать, что в русских деревнях и сейчас отвечают на «спасибо» словами «а кого спасать?» вместо привычного для нас «не за что».
__________________________________________________________

ПОЖАЛУЙСТА – изначально составная конструкция:
пожалуй-ста.
Если с первой частью всё более или менее ясно – образована от глагола пожаловать, то насчет – ста единого мнения нет.
- Одни связывают это с усеченной формой глагола стать и видят в –ста усилительную частицу вроде стало быть;
- другие полагают, что –ста – искаженное сокращение слов сударь, государь (кстати, именно к сударь восходит распространенная в России 19 века добавка –с: слушаю-с, извольте-с);
- третьи считают, что это сокращение слов староста или старина, старинушка; есть версия, что это остаток формы глагола быть в настоящем времени.
_________________________________________________________

ЗДРАВСТВУЙ – наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья, от глагола здравствовать, заимствованного из старославянского языка.


БЛАГОДАРЮ - одно из самых важных в жизни каждого человека слов, американские учёные провели опыты и выяснили, что слова «любовь» и «благодарность» (однокоренное слову «благодарю») способны улучшить структуру воды.
_________________________________________________________

ДО СВИДАНИЯ – слово прощания, в котором заложено желание увидеться вновь.
_________________________________________________________
Запишем эти слова в тетрадь, запоминая их правильное написание.

III. Физминутка «Добрый день»

IV. Разбор речевой ситуации.
Скажите, пожалуйста, от чего зависит выбор того или иного этикетного слова (от цели, времени, лица (что уместно для одного, не подходит для другого). Т.е. от речевой ситуации.
Давайте познакомимся с некоторыми элементами речевой ситуации.
1. Работа со схемой.
кто говорит

кому



о ком, о чем



где



когда



почему



зачем

Работая по этой схеме, ученики обнаруживают, что изменение какого-либо элемента влечет за собой выбор иной этикетной формулы.
2. Посмотрим еще одну сценку.
Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно.
-Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке.
-Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка.
Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд.
-Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке.
-Извини, сынок, я не могу подняться.
-Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине.
-Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь.
-Эй, передай деньги!
-Еще чего!

Вопросы классу:
-Ребята! Какие этикетные слова Валера употребил неуместно?
-Кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова?

3. Выполнение практических заданий.
Составьте диалоги и оцените, правильно ли вы использовали этикетные формулы.
– к вам обратились с просьбой, но вы по какой-то причине выполнить ее не можете, найдите точное выражение отказа в разговоре: а) с другом; б) учителем; в) братом; г) мамой; д) учеником вашей школы; е) незнакомым человеком;
Для справки: простите; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; скорее всего, я не успею; я бы с радостью сделал, но; я не могу вам дать обещание; я не хочу; я не буду (и не просите); как-нибудь в другой раз; не вижу необходимости в том; а кому это нужно?; что-то мне не хочется; я не в силах; я вынужден отказаться; ты что!
V. Итог урока.
Учитель. Наш сегодняшний необычный урок мы начали с песни, закончим его также.
Постоянный герой сценок понял все свои ошибки, надеюсь, вы тоже усвоили тему. (Ученик исполняет песню «Волшебные слова», класс ему помогает)
Общаясь друг с другом, не забывайте, что доброжелательный тон и улыбка являются главным условием добрых отношений.
Выставление оценок.
Домашнее задание: записать по вариантам слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Для более сильных учащихся предложить составить диалог с использованием этикетных формул.

15