Дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный» социально-педагогической направленности для обучающихся 1-4 классов
Дополнительная общеобразовательная программа
«Русский язык как иностранный»
социально-педагогической направленности
для обучающихся 1-4 классов
Автор: учитель начальных классов
Медуница Татьяна Николаевна
Белоярский, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы СОШ № 3 г. Белоярский составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей-мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции? Думаю, что целесообразно, решать данную проблему через занятия во внеурочной деятельности.
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические требования:
создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с учётом их психических особенностей и т.д.);
поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем репродуктивные упражнения);
многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в речевых образцах;
обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии, значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы упражнений, позволяющих успешно её решить;
формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется последующая учебная деятельность.
Цели программы:
Образовательные – направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Достижению целей будет способствовать решение следующих задач:
Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных стандартов по русскому языку для иностранцев.
Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни (формирование фоновых знаний).
Главные принципы, лежащие в основе занятий программы:
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип практической направленности изучаемого материала.
Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
Общая характеристика программы
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года. Он распределяется по трем концентрам, каждый из которых имеет свои методические и образовательные задачи. Концентры разбиты на уроки, строящиеся на коммуникативной основе.
В то же время все три этапа обучения тесным образом связаны между собой, так как каждый последующий концентр повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся. Программа создает основу для развития речи школьников.
Содержание контроля.
В конце каждого РАЗДЕЛА дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.
Для определения уровня знаний используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Русский язык как иностранный» предназначена для детей-мигрантов младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения. 1 класс - по 2 часа в неделю (в год 66ч); 2-4 классы - по 2 часа в неделю (68 ч в год). Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
осуществлять анализ и синтез;
развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные УУД:
Чтение
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
2. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 300-320 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.
АудированиеУчащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. Текст должен содержать не менее 30% избыточной информации. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст предъявляется 2 раза. Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации. (Пересказ с опорой на вопросы).
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 6-8. Диалог-расспрос ведется без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем предъявляемого текстового материала до 300 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо
1. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант).
2. Учащийся должен уметь составлять в письменной форме план прочитанного или прослушанного текста. Объем предъявленного текста от 150 до 300 слов. План может быть составлен в форме вопросов или назывных предложений. Показателем сформированности умения является адекватность отражения предъявленной информации и правильность ее оформления в письменном виде.
3. Учащийся должен уметь излагать в письменном виде полученную в письменной или устной форме информацию (изложение). Объем предъявленного текста до 300 слов. Показателем сформированности умения является полнота отражения полученной информации и правильность ее оформления в письменном виде.
4. Учащийся должен уметь составлять самостоятельно тексты описательного и повествовательного характера на сформулированную преподавателем тему (сочинение). Главное в этой работе – умение опереться на ранее изученный материал и скомпоновать его в соответствии с самостоятельной программой высказывания. Работа может вестись на основе предложенного плана, тематической картинки, схемы. Объем такой работы – страница рукописного текста.
Показателем сформированности умения является логичность изложения, грамматическая точность оформления мысли, объем и полнота раскрытия темы.
Содержание программы
I ступень
Прежде всего предполагает изучение и систематизацию лексики, необходимой ребенку для повседневного общения, ориентации в городе, городских учреждениях, транспорте, знакомство с этикетом. Поэтому занятия этого этапа организуются на основе лексических тем.
Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение материала с первых же шагов ведется на базе речевых конструкций (словосочетания, высказывания) и текста.
При этом предпочтение отдается синтаксическим конструкциям, позволяющим избегать употребления падежных форм. Это дает возможность активным образом формировать у учащихся навыки продуцирования и восприятия речи на самых ранних этапах обучения (используя формы только именительного падежа). Особое внимание при построении каждого урока уделяется способам выражения логического и грамматического субъекта и предиката, вариантам их согласования и распространения (в пределах, возможных для данного этапа обучения). Введение в урок простейших текстов (которые учащийся может не только воспроизводить, но и порождать самостоятельно) стимулирует интерес учащегося к овладению языком, вселяет в него уверенность в успешности дальнейшего обучения.
Так как работа на уровне предложения невозможна без изучения глагола, в первом концентре учащиеся получают представление о глаголах 1 и 2 спряжения, знакомятся с классами и группами глаголов (в практическом аспекте), употребляют глаголы в форме настоящего и прошедшего времени. Параллельно с изучением глагола вводятся личные местоимения, наречия (места, времени, образа действия, меры и степени, предикативные, вопросительные), количественные числительные.Одной из наиболее трудных для иностранных учащихся грамматических тем в русском языке является категория рода. Так как это явление историческое и не может быть объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики. Поскольку без усвоения категории рода невозможно продвижение в изучении русской грамматики даже на уровне соединения слов в словосочетание, уже в первом концентре центральной темой, проходящей через весь этап обучения, является работа над усвоением рода имени существительного (в именительном падеже), а также согласование существительного с прилагательным (в форме именительного падежа единственного числа).Большое место в программе первой ступени отводится работе над произношением, интонацией, техникой чтения.
Наиболее типичными упражнениями на этом этапе являются упражнения чисто грамматического характера, языковые игры, составление небольших текстов на основе изучаемой конструкции и лексической темы, заучивание небольших стихотворных фрагментов, построенных на изучаемом грамматическом явлении, фонетических стишков, скороговорок, «чистоговорок», считалок, поговорок и пословиц.
Для того, чтобы установить связь между изучаемым материалом и школьной программой, целесообразно со второй половины первого концентра вводить в качестве дополнительных упражнений разбор слова по составу и предложения по членам, используя общепринятую терминологию предмета «Русский язык»: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство. При анализе структуры слова вводятся термины: слог, звук, буква; корень слова, приставка, суффикс, основа, окончание.На первом этапе обучения ведущим видом речевой деятельности, который осваивают дети, является говорение и слушание, а затем уже письмо, закрепляющее полученные навыки. Чтению отводится второстепенная роль, так как на этом этапе работы оно выполняет вспомогательную роль (чтение стихотворений совместно с преподавателем, упражнений из 5-10 предложений, учебных текстов, состоящих из 5-10 фраз).
Важную роль на этом этапе играет освоение артикуляционной базы русского языка.
Содержание языковой компетенции
Фонетика. Графика
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
Согласные
Различение согласных по глухости-звонкости: перед гласными, перед сонорными, перед В. Оглушение согласных на конце слова. Оглушение звонких согласных перед глухими: внутри слова, на стыке предлга и слова. Озвончение глухих согласных перед звонкими: внутри слова, на стыке предлога и слова.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Произношение мягких согласных перед И, перед Е, перед А, перед О, перед У. Произношение сочетаний типа та-тя-тья. Произношение мягких согласных перед согласными. Различение твердых и мягких согласных перед согласными.
Произношение мягких согласных на конце слова.
Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трех, четырех согласных в начале, в середине и на конце слова. Произношение слов со сложной консонантной структурой. Произношение двойных согласных на стыке морфем. Двойные согласные в словах.
Правила чтения некоторых сочетаний согласных. Произношение [ц] на месте сочетаний тс, дс; [цц] на месте сочетаний тс, тьс, дц. Произношение [сн], [зн], [ств], [рц], [нц] на месте сочетаний стн, здн, вств, рдц, лнц. Произношение [ш´ш´] на месте сочетания сч. Чередования согласных г-ж, д-ж-жд, з-ж, к-ч, т-ч, т-щ, ст-щ, с-ш, х-ш, ц-ч.
Гласные
Особенности артикуляции русских гласных под ударением: а-э, а-о, о-у, ы-и. Произношение букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, после букв ь и ъ, после мягких согласных.
Безударные гласные (редукция гласных). Произношение безударных гласных на месте буквы а, о. Произношение безударных гласных на месте букв е, я. Произношение безударных гласных на месте буквы е после твердых согласных ж, ш, ц.
Ритмика слова: односложные модели, двусложные модели, трехсложные модели, четырехсложные модели.
Типы интонационных конструкций. ИК-1: законченное высказывание, ИК-2: специальный вопрос, просьба, требование, перечисление, ИК-3: общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, перечисление, ИК-4: сопоставительный вопрос с союзом а, перечисление, неоконченная синтагма, в повествовательных вопросах при выражении незавершенности, ИК-5: выражение оценки.Сигмантическое членение
Грамматика
Морфология
Имя существительное: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; единственное и множественное число имени существительного; род имени существительного; категория падежа, значение и употребление падежей (Именительный падеж); словообразовательные модели существительных.
Местоимение: личные и притяжательные местоимения в единственном и множественном числе; согласование притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе, категория рода у притяжательных местоимений в единственном числе; вопросительные местоимения.
Имя прилагательное: полные прилагательные; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Глагол: инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1 и 2 спряжения, личные окончания глагола.
Наречие: наречия образа действия; наречия меры, степени; наречия места; времени; предикативные наречия; предикативные наречия с модальными значениями долженствования, возможности, необходимости.Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях.
Словообразование и словоизменение
Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на –о (-е), прилагательные с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис
Однородные члены предложения; обращения; виды простого предложения; текст.
Лексика
Лексические темы.
II ступень
Строится прежде всего на освоении учащимися логико-смысловых отношений в простом предложении (объектных, атрибутивных, временных, пространственных, целевых, причинно-следственных и др.).
Центральной темой второго этапа обучения становится изучение основных значений падежей, согласования существительных с прилагательными в единственном числе.
Занятия на этом этапе обучения организуются уже не на базе лексических тем, а на базе изучения предложно-падежной системы, хотя работа над лексическими темами продолжается.
Параллельно продолжается изучение глагола: вводятся наиболее типичные конструкции глагольного управления, понятие о совершенном и несовершенном виде глагола. Дается представление об образовании будущего времени (простого). Особое место занимает изучение глаголов движения без приставок и с приставками. Расширяется состав изученных глаголов, принадлежащих к разным тематическим классам и имеющих особенности словоизменения, чередования в основах.
Расширяется знакомство с прилагательным, местоимением, наречием.
Продолжается изучение способов выражения грамматического и логического субъекта, способов выражения предиката.
Ограниченно вводится сложное предложение: сложносочиненные с сочинительными союзами, сложноподчиненные с союзами и союзными словами (изъяснительные, причины).
Учащиеся знакомятся с особенностями порядка слов в русском предложении (в практическом аспекте даются упражнения, учитывающие актуальное членение предложения). Происходит знакомство с прямой речью и правилами перевода прямой речи в косвенную.
Накопленный за время работы на 1 ступени лексический материал и изучаемые на этом этапе грамматические явления позволяют перейти во втором концентре к постановке новой задачи – углубленной работе с текстом.
Учебный текст второй ступени представляет собой специально адаптированный текст, в котором неоднократно встречается изучаемое грамматическое явление. Он носит преимущественно повествовательный характер, построен на основе яркого, запоминающегося сюжета. Такой текст должен быть по возможности приближен к естественному тексту на языке: имеются в виду сохранение живых семантических связей слов, естественных сочетаний и конструкций, существующих в языке. В него могут быть включены устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы, ограниченно может быть использована синонимия, сравнения, прямая речь. По тематике эти тексты должны носить познавательный характер: это рассказы о животных, о событиях школьной или семейной жизни, сказки и другие фольклорные тексты.
Работа с текстом является для учащихся принципиально новым этапом освоения языка. Эта работа дает возможность интенсифицировать обучение и решить целый ряд важных методических задач: во-первых, обращение к занимательному сюжету повышает мотивацию к обучению, во-вторых, способствует лучшему запоминанию и развитию аналитических способностей учащихся, в-третьих, наблюдение и запоминание изучаемого явления в ткани повествования помогает учащемуся сформировать необходимую ассоциативную основу для того или иного грамматического или лексического явления.Введение в учебный текст, помимо изучаемой грамматики, грамматических форм следующего урока (лексически) дает возможность активно использовать методический прием опережения, что помогает учащимся без напряжения переходить к следующей теме. Совершенно необходимо, чтобы каждый следующий текст включал в себя пройденное раньше, что способствует более прочному усвоению и закреплению всего материала. Вместе с тем в учебных текстах могут встречаться грамматические явления следующего концентра, если они не отрабатываются и не объясняются, а даются лексически. Введение таких явлений носит ограниченный характер.
На базе связного текста необходимо формировать у учащихся представление о способах образования слов разных частей речи. В предтекстовых упражнениях должны присутствовать задания на анализ однокоренных слов.
Работа с текстом предполагает введение целого ряда заданий нового типа, таких как письменные и устные ответы на вопросы, пересказ близко к тексту, работа над расширением и сужением текста, выписывание фрагментов, выполнение специальных грамматических заданий и др. Таким образом, во втором концентре начинается чрезвычайно важная работа по обучению учащихся созданию связного письменного и устного монологического высказывания и текста.Занятие второй ступени состоит из двух частей: отработки новой грамматики по уже усвоенной учащимися в первом концентре методике и закрепление всего пройденного на материале текста.
Большое внимание в этой части уделяется работе со стихотворным текстом. Если в первой части он в основном служил для автоматизации грамматических конструкций и закрепления фонетических навыков, то во второй на первый план должна выйти его художественная сторона. Обращение к классической поэзии поможет постепенно накапливать в сознании учащихся образы художественной речи, расширит их представление об изобразительных средствах русского языка, ритмики слова, познакомит с духовными ценностями русской культуры, особенностями менталитета.
Вся эта работа идет на фоне постоянной отработки навыков произношения, интонирования речи, правильной постановки ударения.
Происходит расширение работы, направленной на связь изучаемого материала с базовой школьной программой. Это отражается в выборе текстов для чтения и заучивания, в специальных заданиях, включающих разбор слова по составу и разбор по членам предложения.
На втором этапе обучения приоритет говорения и слушания сохраняется. Но работа над письменной речью и чтением заметно расширяется. Поэтому во втором концентре как отдельный вид работы вводится работа с текстом. (Объем текстов от 50 в начале концентра и до 150 слов в конце). В конце второго этапа обучения возможно введение такого вида работы как домашнее чтение (на базе адаптированных сюжетных текстов).
Продолжается работа по формированию артикуляционной базы русского языка.
Сигмантическое членение
Грамматика
Морфология
Имя существительное:
Одушевленные и неодушевленные, связь категории одушевленности-неодушевленности и формообразования падежей.
Единственное и множественное число имени существительного. Связь с категорией падежа.
Род имени существительного. Существительные 1, 2, 3 склонения.
Категория падежа, значение и употребление падежей (Именительный падеж, Винительный падеж, Предложный падеж, Родительный падеж, Дательный падеж, Творительный падеж).
Словообразовательные модели существительных.
Местоимение:
Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных и притяжательных местоимений.
Падежные формы личных и притяжательных местоимений в единственном числе.
Имя прилагательное: полные прилагательные; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; падежная система полных прилагательных в единственном числе.
Глагол: инфинитив; настоящее время глагола; глаголы 1 и 2 спряжения, личные окончания глагола; словоизменительные классы и группы глаголов; изолированные глаголы; императив; глагольное управление; переходные и непереходные глаголы; глаголы движения.
Наречие: наречия меры, степени; наречия места; времени; предикативные наречия; вопросительные наречия; степени сравнения наречий; отрицательные наречия; неопределенные наречия; наречие причины.Служебные части речи: соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях.
Словообразование и словоизменение
Состав слова, понятие об основе и окончании; понятие о частях слова: корень, суффикс, приставка. Однокоренные слова. Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных, наречия на –о (-е), прилагательные с суффиксами –н-, -ов-, -ск-, -енн-, -анн-.
Синтаксис
Однородные члены предложения; обобщающее слово при однородных членах; вводные слова и предложения; виды простого предложения; виды сложного предложения; текст.
Лексика
Лексические темы.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. Горского, В.А. - М.: Просвещение, 2011
Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников/ Григорьев Д. В., Степанов П. В.. [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение , 2009.
Зиновьева, Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе, 2010.
Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Русский язык: от ступени к ступени. Методические рекомендации к комплекту учебных пособий; книга для учителя. – М.: ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2015.
Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград: Учитель, 2008.
Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе, М.: Академия, 2009
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Учебная литература. 2008 - 119с.
Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения, М.: Академия, 2005- 345с.