Урок по теме Основные направления эволюции
Урок по теме «Основные направления эволюции»
Учитель: Трясцына Е.М., МР Караидельский район,
МОБУ Артакульская СОШ Класс 10
Цель: формирование знаний об основных направлениях эволюции
Задачи: обучающие – рассмотреть, каковы основные направления эволюции, в чём заключаются их особенности;
развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, умение работать с учебником, развитие речь и коммуникативные навыки;
воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, чувства взаимопомощи и ответственности перед своими товарищами в группе.
Тип урока: комбинированный с применением игровых технологий.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация, фишки, оценочные листы, карточки с заданиями, бумажные фигуры разного цвета.
Приветствие, мотивация
Здравствуйте, ребята, готовимся к уроку, присаживайтесь. Я рада видеть вас, я рада видеть приветливые и добрые лица…
Слайд. Давайте посмотрим на экран, что мы видим? (разные виды живых организмов) А как вы считаете, всегда ли живые организмы выглядели такими, какими мы их видим сейчас? (Нет) А что с ними происходило? (они изменялись, развивались)
Как называется процесс исторического развития живых организмов? (Эволюция)
Мы вспомнили название раздела, который мы сегодня и продолжим изучать .А какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Современные представления об эволюции)
У вас ребята, на столах есть разноцветные бумажные фигурки. Попробуйте создать модель, в которой можно отобразить структурную единицу вида и элементарную единицу эволюции, …Что у вас получилось? (популяция, на доске по одному из группы создаем модель)
Так в чем же главная суть современных представлений об эволюции? (эволюция начинается с популяции)
Почему?...виды живых организмов разные есть такие, у которых высокий уровень организации, а есть и с низким.
Что мы можем сказать об эволюции (шла в разных направлениях)
Как вы считаете, что мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (в каких направлениях шла эволюция)
Итак, мы определили тему и цель сегодняшнего урока.
Запишем в тетрадь: «Основные направления эволюции»
Постараемся определить задачи урока (Слайд. Какие направления…?, в чём заключаются особенности…?)Чтобы эти задачи решить, необходимо, использовать, какие-то источники знаний, где мы можем во время урока найти информацию? (Учебник, книга-источник знаний) Параграф 49
Слайд. Блез Паскаль «Величие человека – в его способности мыслить». Давайте сегодня мы будем размышлять, находить правильные ответы, делать выводы в ходе игры.
Изучение новой темы (работа в группах)
Правила игры. В ходе игры разыгрываются эвофишки, каждая группа должна постараться заработать как можно больше фишек, заработанные фишки нужно приклеивать в оценочных листах во вторую колонку. Каждый участник должен постараться дать больше ответов и заработать хорошую оценку. Соблюдать порядок и очередность.
Что является единицей эволюции, мы вспомнили (В рабочих листах приклеить во 2-ю колонку модель).
1 задание (дать ответы на вопросы – работа по карточкам)
Что такое адаптация? (приспособление живых организмов к окружающей среде)
Что заставляет живые организмы приспосабливаться? (стремление выжить, условия среды)
Как реагируют живые организмы на изменения условий среды? (у них исчезают одни и появляются другие признаки и свойства)
Чему способствует формирование приспособлений? (лучшая выживаемость, высокая плодовитость, широкое расселение)
Физминутка (рыбки)
(в рабочих листах приклеить фишки)
2 задание «Проблемный» (фрагмент песни Электроника)
Как вы думаете, о каком прогрессе идет речь в песне Электроника? (о техническом)А причем здесь технический прогресс, ведь у нас урок биологии?
А только ли технический бывает прогресс?
(прогресс не только технический, но и биологический)
Попытаемся выяснить, в чем суть биологического прогресса? (увеличение численности, расширение ареала)
(Слайд фото: покрытосеменных, насекомых, птиц, млекопитающих)
Что видим? (группы живых организмов), какой-то группы не хватает (покрытосеменных). Как вы считаете, что объединяет эти группы? (в настоящее время они очень широко распространены)
-Прогрессу противопоставляется регресс, о нем вы узнаете на следующем уроке
3 задание. (Слайд) Какое задание нужно выполнить
К прогрессу по Алек. Ник. Северцову ведут Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация (в рабочих листах приклеить фишки)
4 задание. (Слайд.) Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить? (Заполнить таблицу)
Вопросы Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
1.Что происходит с уровнем организации организмов Повышается Не изменяется Понижается
2.Результат Образуются новые классы, отделы, типы организмов
Образуются новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса
Упрощение, утрата частей или полная потеря систем органов
3.Распределить факторы 1 3 4 9 2 5 6 7 10 8 11
Укажите, какие факторы являются ароморфозами, идиоадаптациями, дегенерацией.
Фотосинтез
Крылатки у семян
Половое размножение
Возникновение многоклеточностиРазная форма листьев у растений
Присоски у сосальщиков
Опыление насекомыми
Отсутствие листьев у некоторых паразитических растений
ТеплокровностьДлинная шея жирафа
Отсутствие кишечника у свиного цепня
Взаимопроверка, взаимооценка (в рабочих листах приклеить фишки)
Закрепление, итоги
Так почему же ребята, все живые организмы такие разные?
Составить в тетрадях схему «Основные направления эволюции»
Основные направления эволюции
(В эволюции скачок,Словно воздуха глоток –
Новый способ размножения –
Внутреннее оплодотворение.
Прогресс будет? Не вопрос,
Ведь это же ...)Ароморфоз
Идиоадаптация
Дегенерация
Считаем фишки, выставляем оценки (в оценочных листах - самооценка и взаимооценка) Все хорошо работали…
Домашнее задание
Какой параграф нужно будет прочитать дома? (§49 и +задание по выбору составить кроссворд из 5 слов, 5 тестов (презентация), используя основные термины и понятия темы)
Рефлексия
Что понравилось, что показалось интересным?
Что не понравилось?
Что, кому подучить, на что обратить внимание, при подготовке к следующему уроку
Спасибо за урок, приятно было с вами работать!
Оценочный лист___ группы
«Основные направления эволюции»
Единица эволюции?
Задание Эвофишки1. задание
Ответить на вопросы
2 задание
«Проблемные вопросы»
3 задание
Схема
4 задание
Таблица
«Кто быстро и правильно»
Количество, заработанныхфишек в группе Состав группы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Оценка