Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21
им. П.А.Столыпина»
Открытый урок
Тема: « Основные положения теории Ч.Дарвина
об эволюции органического мира»
Учитель биологии Глубокая Татьяна Васильевна.
Саратов 2014г
Тема: « Основные положения теории Ч.Дарвина
об эволюции органического мира»
Цели урока.
Обучающие:
- закрепить знания учащихся о вкладе европейских ученых в развитии эволюционных идей,
- актуализировать знания учащихся о жизнедеятельности Ч. Дарвина,
- познакомить учащихся с основными положениями эволюционной теории Ч, Дарвина,
- сформировать у них знания о движущих силах эволюции, об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов, формах и значении естественного отбора,
-показать сущность борьбы за существование и роль искусственного отбора как движущую силу эволюции культурных растений.
текстом, создавать презентации по данному материалу,
Развивающие :-умение выделять главное,
-устанавливать причинно – следственные связи,
-развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
-развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
-прививать бережное отношение к природе
Методы: беседа, рассказ, тестирование (работа в парах), эксперимент
Средства обучения: таблицы по «Общей биологии», дидактические карточки, комнатные растения, мультимедийные проекты.
Литература:
1. Пономарёва И.Н.: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой.- 4-е изд., испр.- М.: Вентана- граф, 2010.
2. Пономарева И.Н. Биология:9 класс: методическое пособие/И.Н.Пономаревой.-2-е изд., испр.- М.: Вентана –Граф,2011.
3. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер.-М.: Эксмо, 2009.
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9 кл.; 10-11 кл. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. (Портфель учителя).
Ход урока
I. Организация начала урока.( отмечаем отсутствующих, повторяем домашний параграф)
II. Проверка знаний учащихся:
а) беседа по наводящим вопросам(7мин)
-Что такое эволюция? Какой ученый впервые предложил этот термин?
- Что изучает эволюционное учение?
- Что вы узнали о древнегреческом ученом Гераклите?
-Какой ученый признавая материальную основу мира, ввел понятие лестницы природы? В чем её смысл?
- Что вы знаете о К.Линнее, где мы с вами знакомились с его трудами?
- В чем заслуга французского ученого Ж-Л Бюффона и русского ученого Петра Палласа?
б) Тестирование (работа в парах)( 7мин)тесты к §36(1)
в) подведение итогов проверки знаний: работа с таблицей (4)
Возникновение приспособленности организмов
и многообразие видов
(по К. Линнею, Ж.Б.Ламарку, Ч. Дарвину)
ученый Причины приспособленности организмов, возникновение многообразия видов (заполняется учащимися)
Карл Линней Многообразие видов было создано Творцом, организмы были созданы изначально приспособленными (теория креационизма)
Жан Батист Ламарк Многообразие видов появилось в результате эволюции, приспособленность появилась под влиянием внутреннего стремления к прогрессу, способности целесообразно изменятся при изменении среды. Происходит упражнение органов и их изменение, приобретенные признаки передаются по наследству.
Чарльз Дарвин. И приспособленность организмов, и многообразие видов – результат эволюции. Наследственная изменчивость поставляет материал, в результате борьбы за существование происходит естественный отбор наиболее приспособленных и образуются новые виды
III. Изучение нового материала:
Тема урока : « Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира»
1. Введение
Актуализация знаний учащихся о жизнедеятельности Ч.Дарвина.
а)Устные ответы на вопросы:
-Что вы узнали об этом ученом из домашнего параграфа?
-Кто он такой, где жил, чем занимался?
-В каком веке жил Чарльз Дарвин?
-Что было его увлечением?
-Что было результатом его многолетних исследований?)б) Просмотр мультимедийного проекта учащегося.
2. Движущие силы эволюции.(объяснение с использованием мультимедийного проекта)
Представление Ч.Дарвина о движущих силах эволюции как четырех взаимосвязанных факторах: изменчивости, наследственности, борьбе за существование и естественный отбор. Значение изменчивости и наследственности организмов в эволюционном процессе.
Результатом 20-летних исследований Ч.Дарвина был труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»
Для объяснения процесса эволюции в органическом мире Дарвин исследует 4 основных взаимосвязанных фактора: а).Изменчивость, б)- наследственность, в)- борьба за существование, г)-естественный отбор.
а )Изменчивость. Сравнивая несколько особей одного вида, он наблюдал у них черты различия: размеры, окрас, повадки и сделал вывод: что каждому виду свойственна изменчивость.Так например:- колеус, цветок на подоконнике окна, имеет разную окраску листьев. Какой это вид изменчивости? От чего она зависит?
Это модификационная изменчивость. Окраска листьев зависит от их освещенности
б) Наследственность. Некоторые признаки живых организмов были и у их родителей: окрас, размеры, экстерьер, т.е. «дети» получили их от родителей. Изменения, которые могут передаваться по наследству, обнаруживаются у каждого вида, особенно если размножение идет половым путем.
в)Внутривидовая и межвидовая борьба за существование между организмами как положение эволюционной теории Ч.Дарвина. Борьба организмов с неживой природой как одно из проявлений борьбы за существование.
Борьба за существование. Некоторые изменения появившиеся у по томков помогают особям выжить в определенных условиях окружающей среды. Но не все особи потомства достигают половозрелости: болезни, пища, условия жизни, т.е. между особями постоянно идет борьба за выживание.
Виды борьбы: 1) внутривидовая борьба (между особями одного вида) (рис. 47, стр.137, №3)(1)
Пример внутривидовой борьбы можно увидеть и среди растений. Так например среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум.(демонстрация живого цветка подоконника ) идет борьба за свет, воду, за землю, т.е. борьба за одинаковые условия жизни.
2) борьба между особями разных видов –(межвидовая борьба) ( см. рис. 47, на стр.137, №1)(1)
Пример внутривидовой борьбы среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум и цветкового растения гастерии, живущих в одном горшке.(демонстрация опытного растения) Мы видим, что гастерия, являясь более крупным и старым растением, забивает молодые растения каланхоэ.
3) борьба между особью и условиями окружающей среды – с неживой природой.( см. рис. 47, на стр.137, №2)(1)
г) Выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей в результате борьбы за существование. Роль естественного отбора в формировании новых видов из уже существующих.
В результате этих видов борьбы выживают сильнейшие. Они дают более стойкое потомство, возможно с новыми признаками, которые сформировались при борьбе за выживание, в результате отбора.
Появление новых признаков, свойств может настолько менять первоначальную форму вида, что мы говорим о появлении особей нового подвида, а затем уже и вида.
Дарвин утверждал, что естественный отбор это путь к образованию новых видов. Главным моментом в эволюции он считал, расхождение у особей признаков, появление новых форм из одной формы или дивергенцию (лат.- отхожу, отклоняюсь). Эти признаки помогали особи выжить, приспособиться к различным условиям существования.
Как результат:
1-шло постепенное усложнение, повышение уровня организации организма,
2- повышалась приспособленность к условиям среды,
3- появлялось многообразие видов.
Вывод. С помощью естественного отбора, по Дарвину, в природе формируются новые виды из уже существующих видов. (См. рис.48, стр.139.)
Из этого следует, что уже человек, благодаря изменчивости видов, получает новые сорта растений, породы животных путем искусственного отбора, т. е. человек разводя животных и растений, искал среди них экземпляры, которые имели нужный ему признак в наиболее ярком выражении и оставлял только его для размножения. А затем путем методического сознательного отбора получал большое число нужных ему особей. Такое целенаправленное создание новых видов Дарвин назвал искусственным отбором.
Теория Дарвина об эволюции органического мира объясняет приспособленность организмов (адаптация) к окружающей среде. Рассматривает многообразие видов как неизбежный результат естественного отбора в связи с расхождением наследуемых признаков.
3. Адаптация и ее относительный характер.
Приспособительный характер особи называется адаптацией. Адаптация- это совокупность морфолого-физиологических поведенческих, популяционных и других приспособительных особенностей вида, обеспечивающих ему возможность существовать в определенных условиях внешней среды.
Любое приспособление носит относительный характер, поскольку полезно организму только в его конкретной, привычной среде обитания. (см. таблицу по «Общей биологии» на доске.)
Рябчика на гнезде не видно под кустом, но лиса ее находит по запаху. Белого зайца не видно в зимнем лесу, но на фене серых кустов он хорошо заметен.
4. Обобщение. Значение работы Ч.Дарвина:
Значение работы Ч.Дарвина (выводы)
- открыл движущиеся силы эволюции,
- доказал, что современные виды, произошли от ранее существовавших видов,
- создал научную теорию эволюции органического мира.
III Задание на дом: §37, вопросы после §, стр.140, повторить §36
IV. Закрепление:
а) На основании изученного материала закончить таблицу «Возникновение приспособленности организмов и многообразие видов», (третий раздел второго столбца)
б) Тест: «Движущие силы эволюции» ( устно)
1.Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:
а) борьба за существование,
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида,
в) неограниченное размножение.
2. Естественным отбором называется:
а) борьба за существование,
б) выживание и размножение сильнейших особей,
в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.
3.В каком случае борьба за существование будет менее ожесточенной?
а) если на территории живет несколько разных видов,
б) если на территории живет один вид,
в) если на территории живут два близких вида.
4. По наследству от родителей потомству передаются:
а) только полезные признаки,
б) полезные и вредные признаки,
в) только признаки, приобретенные родителями в течение их жизни.
5) Значение теории Ч.Дарвина заключается в том, что он:
а) доказал факт существования эволюционного процесса,
б) доказал, что виды изменяются в ходе исторического развития,
в) выявил факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов.
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»(9 класс)
1.Самым длительным условным периодом жизни на Земле является:
А) эпоха,
Б) период,
В) эра.
2. Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:
А) ранний протерозой,
Б) архей,
В) палеозой.
3. Важнейшим событием архея следует считать:
А) накопление в атмосфере кислорода,
Б) появление коацерватов,
В) образование первых органических соединений.
4.Одним из достоинств работы К.Линнея было:
А) соответствие его системы современным представлениям в систематике:
Б) установление родства между видами,
В) введение бинарной номенклатуры.
5. Необходимым условием для жизни растений на суше было:
А) наличие кислорода в атмосфере,
Б) наличие почвы,
В) наличие хлорофилла.
6. Предками каких животных считаются трилобиты и кольчатые черви:
А) членистоногих,
Б) моллюсков,
В) инфузорий.
7. В какой эре появились двоякодышащие и кистеперые рыбы, от которых произошли наземные позвоночные:
А) в протерозое,
Б) в палеозое,
В) в мезозое,
Г) в кайнозое.