Конспект урока + презентация на тему Главные направления эволюции органического мира (9 класс)


Тема урока: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Цель: Познакомить учащихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом. Рассмотреть пути достижения биологического прогресса.
Задачи:
Образовательные:
1. Знать определения понятий: прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
2. Знать критерии прогресса и регресса.
3. Знать пути достижения прогресса;
4. Знать соотношение путей эволюции;
Задачи развития:
Продолжить формирование умений выделять в изученном материале
главное и существенное, сравнивать, обобщать изученные факты.
Воспитательные задачи:
Способствовать дальнейшему развитию интереса к знаниям
Подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи о взаимосвязи приспособленности организма к среде обитания.
Новые понятия:– макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерацияОборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Основная литература: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Общая биология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. Коллекция насекомых.
Тип и вид урока: модульный.
Номер
Учеб-ногоэлемен-таУчебный материал с указанием заданий Руководство
по усвоению учебного материала
УЭ-0
(1мин) Интегрирующая цель:
В результате работы на уроке вы должны:
Знать определения понятий: «прогресс», «регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация».
Знать критерии прогресса и регресса;
Знать пути достижения прогресса;
Знать соотношение путей эволюции; Внимательно прочитайте тему и цель урока, запишите тему урока в тетрадь
УЭ-1
(5мин)
Цель: выявить уровень усвоения учащимися понятий о формах о естественного отбора и о роли искусственного отбора; подготовка к восприятию нового материала.
І. Выполните следующие задания.
Ответьте на вопросы теста:
1. В направлении возникновения новых видов в природе действует:
А) наследственная изменчивость; Б) межвидовая борьба;
В) естественный отбор; Г) искусственный отбор.
2. Образование новых видов в природе происходит в результате:
А) методического отбора; Б) искусственного отбора; В) деятельности человека; Г) взаимодействия движущих сил эволюции.
3. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:
А) видов вьюрков на Галапагосских островах; Б) форм прострела: западной и восточной; В) многих культурных видов растений; Г) видов лютика: ползучего, едкого.
4. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате: А) распада или расширения исходного ареала;
Б) искусственного отбора; В) изоляции популяции внутри старого ареала;
Г) дрейфа генов.
5. Микроэволюция завершается образованием новых: А) семейств; Б) отрядов; В) видов; Г) популяций.
6. При экологическом видообразовании в отличие от географического, новый вид возникает: А) в результате распада исходного ареала; Б) внутри старого ареала; В) в результате расширения исходного ареала; Г) внутри нового ареала.
7. На образование новых видов в природе не влияет: А) мутационная изменчивость; Б) борьба за существование; В) естественный отбор; Г) модификационная изменчивость.
8. Результатом макроэволюции является появление: А) новых видов; Б) новых видов и классов; В) новых классов и отрядов; Г) новых родов и видов.
ІІ. Оцените свою работу (в баллах).
Работайте индивидуально в тетради. Записывайте номер вопроса и ваш вариант ответа.
Проверьте в парах по ключу, полученному у учителя.
Каждый правильный ответ оцените 1 баллом.
Напишите количество баллов, которые вы заработали при выполнении задания УЭ-1. Расчертите в тетради таблицу учета баллов:
Вид
работы Кол-во
баллов
Максимальная оценка по УЭ -1- 8 баллов.
УЭ-2
(10 мин)
Цели: работая с учебниками познакомиться с основными направлениями эволюционного развития.
І. Выполните следующие задания.
1. Познакомьтесь с презентацией «Основные направления эволюции».
2. Используя учебник, запишите определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».
ІІ. Заполните таблицу:
Признаки Прогресс Регресс
1. Численность 2. Размер ареала 3. Количество видов и подвидов в популяции 4. Примеры ІІІ. Выпишите в тетрадь примеры видов животных и растений, находящихся в состоянии биологического регресса:
Сосна обыкновенная, плаун булавовидный, лисица, волк, ланцетник, мамонтово дерево, папоротник страусиное перо, минога, хвощ полевой, тараканы, дуб черешчатый, ильная рыба, папоротник голокучник Линнея.ІV. Оцените свою работу (в баллах). См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.151.

Задание выполняйте в тетради. Результаты доложите в классе (устно).
Оцени свою работу
Работайте индивидуально.
Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте в парах.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 10 (внесите в таблицу учета баллов).
УЭ-3
(10 мин.)
Цели: познакомиться с понятиями: «ароморфоз», научиться определять ароморфозные черты в строении растений и животных.
І. Выполните следующие задания:
1. Познакомьтесь с презентацией
2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.153 характеристику ароморфоза. Запишите определение понятия в тетрадь.
ІІ. Начертите в тетрадях таблицу.
Выберите из перечня ароморфозы и впишите их номера в таблицу:
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Появление фотосинтеза
Возникновение 4-х камерного сердца у птиц
Появление покровительственной окраски у животных
Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей
Возникновение плода у покрытосеменных
Исчезновение корней у ряда растений-паразитов
Возникновение приспособления у покрытосемянных растений к опылению ветром
Формирование плоской формы тела у камбалы
ІІІ. Выполните следующие задания:
1. Из ниже приведенных ароморфозных черт строения животных выберите те, которые могут характеризовать строение рыб:
Двухкамерное сердце и два круга кровообращения
Появление плавников
Замена осевого скелета хрящевым
Появление ячеистых легких
Возникновение пятипалой конечности как системы рычагов.
Образование жабр
Дифференцировка пищеварительной системы на специальные органы – печень, поджелудочная железа.
ІV. Оцените свою работу. См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.153.

Задание выполняйте в тетради.
Работайте индивидуально.
Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте в парах.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 (внесите в таблицу учета баллов).
Работайте индивидуально в тетради.
УЭ-4
(10 мин.)
Цели: познакомиться с понятиями «идиоадаптация», научиться выявлять идиоадаптации и их значение у живых организмов.
І. Выполните следующие задания:
1.Познакомьтесь с презентацией.
2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.154 характеристику идиоадаптаций. Запишите определение понятия в тетрадь.
ІІ. Выполните следующие задания.
1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ).
Выберите из перечня идиоадаптации и впишите их номера в таблицу.
ІІІ. Рассмотрите коллекцию насекомых. Опишите идиоадаптации у одного из насекомых (по вашему выбору).
ІV. Оцените свою работу.
См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.154.
Работайте индивидуально в тетради.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте их, ключ ответа читает учитель.
Правильный ответ – 1 балл. Максимально–7 баллов.
УЭ-5
(5 мин.)
Цели: рассмотреть на примерах дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.
І. Выполните следующие задания:
1. Познакомьтесь с презентацией
2. Запишите определение понятия «дегенерация» в тетрадь, используя текст учебника И.Н.Пономаревой на с.154.
ІІ. Выполните следующие задания.
1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ). Выберите из перечня примеры дегенераций и впишите их номера в таблицу.
ІІІ. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «ответы» напротив утверждений ставьте знаки «+», если утверждение верно и «-», если утверждение неверно.
№ Утверждение Ответ
1
В ходе эволюции, вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) стали рыбами. 2
Общая дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. 3
После ароморфозов дальнейшее развитие группы идет по пути идиоадаптаций. 4
У паразитов наблюдается редукция органов размножения. 5
Дегенерация обеспечивает организмам возможность вхождения в новую среду. 6
Все направления эволюции в природе взаимосвязаны. 7 Дегенерация приводит к вымиранию вида. ІV. Оцените свою работу. Работайте индивидуально. Ключ ответа читает учитель. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимально – 2 баллов.
УЭ-6
(5 мин.)
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните дома следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз;
И – идиоадаптация;
Д – дегенерация.
Вариант 1
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
Возникновение хлорофилла.
Возникновение фотосинтеза.
Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
Возникновение ползучего стебля у земляники.
Возникновение полового процесса.
Появление проводящей ткани.
Появление цветка у покрытосеменных.
Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
Появление плода у покрытосеменных.
Появление семян у голосеменных.
Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
Появление зацепок на плодах репейника и череды
Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
Появление клубней у дикого картофеля.
Вариант 2
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Возникновение многоклеточности.
Возникновение хорды.
Образование позвоночника.
Образование пятипалых конечностей.
Образование ластов.
Образование цепкого хвоста (у обезьян).
Образование у земноводных трехкамерного сердца.
Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
Возникновение теплокровности.
Усложнение головного мозга.
Увеличение массы головного мозга.
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
Утрата конечностей у китов.
Утрата густого шерстного покрова у слона.
Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
Образование хобота у слона.
Удлинение шеи у жирафа.
ІІ. Оцените свою работу Ваш вариант укажет учитель.
Записи делайте простым карандашом.
Правильный ответ – 1 балл.
І. Подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы целей урока? В какой степени?
ІІ. Обсудите результаты выполнения учебных элементов.
ІІІ. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 36-32 балла, то получаете оценку «5», 31-27 баллов – оценку – «4», 26-21 баллов – оценку - «3», менее 20 баллов – оценку – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще будет возможность исправить положение.
ІV. Выберите домашнее задание:
Если вы за работу на уроке получили оценку «5» - домашнее задание вы не получаете; если оценка «4» - повторите пройденный материал по тетради; если оценка «3» и менее, то, к сожалению, вы плохо знаете тему, поэтому прочитайте текст учебника И.Н.Пономаревой §42, повторите пройденный материал по тетради.
Вы можете выбрать творческое задание.
Творческие задания:
1. В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры биологического прогресса и регресса видов в связи с деятельностью человека, запишите их в тетрадь.
Индивидуальный подсчет баллов по таблице.
Ваша оценка: ___
Номер
Учебного
элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство
по усвоению учебного материала
УЭ-0
(1-2 мин.) Интегрирующая цель:
В результате работы на уроке вы должны:
Знать определения понятий: «прогресс», «регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация».
Знать критерии прогресса и регресса;
Знать пути достижения прогресса;
Знать соотношение путей эволюции; Внимательно прочитайте тему и цель урока, запишите тему урока в тетрадь
УЭ-1
(5 мин.)
Цель: выявить уровень усвоения учащимися понятий о формах о естественного отбора и о роли искусственного отбора; подготовка к восприятию нового материала.
І. Выполните следующие задания.
Ответьте на вопросы теста:
1. В направлении возникновения новых видов в природе действует:
А) наследственная изменчивость; Б) межвидовая борьба; В) естественный отбор; Г) искусственный отбор.
2. Образование новых видов в природе происходит в результате:
А) методического отбора; Б) искусственного отбора; В) деятельности человека; Г) взаимодействия движущих сил эволюции.
3. Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование: А) видов вьюрков на Галапагосских островах; Б) форм прострела: западной и восточной; В) многих культурных видов растений; Г) видов лютика: ползучего, едкого.
4. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате: А) распада или расширения исходного ареала; Б) искусственного отбора; В) изоляции популяции внутри старого ареала; Г) дрейфа генов.
5. Микроэволюция завершается образованием новых: А) семейств; Б) отрядов; В) видов; Г) популяций.
6. При экологическом видообразовании в отличие от географического, новый вид возникает: А) в результате распада исходного ареала; Б) внутри старого ареала; В) в результате расширения исходного ареала; Г) внутри нового ареала.
7. На образование новых видов в природе не влияет: А) мутационная изменчивость; Б) борьба за существование;
В) естественный отбор; Г) модификационная изменчивость.
8. Результатом макроэволюции является появление: А) новых видов; Б) новых видов и классов; В) новых классов и отрядов;
Г) новых родов и видов.
ІІ. Оцените свою работу (в баллах). Работайте индивидуально в тетради. Записывайте номер вопроса и ваш вариант ответа.
Проверьте в парах по ключу, полученному у учителя.
Каждый правильный ответ оцените 1 баллом.
Напишите количество баллов, которые вы заработали при выполнении задания УЭ-1. Расчертите в тетради таблицу учета баллов:
Вид
работы Кол-во
баллов
Максимальная оценка по УЭ -1- 8 баллов.
УЭ-2
(10 мин.)
Цели: работая с учебниками познакомиться с основными направлениями эволюционного развития.
І. Выполните следующие задания.
1. Познакомьтесь с презентацией «Основные направления эволюции».
2. Используя учебник, запишите определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».
ІІ. Заполните таблицу:
Признаки Прогресс Регресс
1. Численность 2. Размер ареала 3. Количество видов и подвидов в популяции 4. Примеры ІІІ. Выпишите в тетрадь примеры видов животных и растений, находящихся в состоянии биологического регресса:
Сосна обыкновенная, плаун булавовидный, лисица, волк, ланцетник, мамонтово дерево, минога, хвощ полевой, тараканы, дуб черешчатый, папоротник голокучник Линнея.ІV. Оцените свою работу (в баллах). См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.151.

Задание выполняйте в тетради. Результаты доложите в классе (устно).
Оцени свою работу
Работайте индивидуально.
Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте в парах.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 10 (внесите в таблицу учета баллов).
УЭ-3
(10 мин.)
Цели: познакомиться с понятиями: «ароморфоз», научиться определять ароморфозные черты в строении растений и животных.
І. Выполните следующие задания:
1. Познакомьтесь с презентацией
2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.153 характеристику ароморфоза. Запишите определение понятия в тетрадь.
ІІ. Начертите в тетрадях таблицу.
Выберите из перечня ароморфозы и впишите их номера в таблицу:
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Появление фотосинтеза
Возникновение 4-х камерного сердца у птиц
Появление покровительственной окраски у животных
Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей
Возникновение плода у покрытосеменных
Исчезновение корней у ряда растений-паразитов
Возникновение приспособления у покрытосемянных растений к опылению ветром
Формирование плоской формы тела у камбалы
Двухкамерное сердце и два круга кровообращения
Появление плавников
Наличие присосок и крючков у паразитов.
Изменение окраски шерсти у зайца зимой.
Отсутствие листьев у кактуса.
Возникновение многоклеточности.
Появление густого подшерстка у млекопитающих зимой.
ІV. Оцените свою работу. См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.153.

Задание выполняйте в тетради.
Работайте индивидуально.
Сравнив с эталонным ответом на доске, проверьте в парах.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 (внесите в таблицу учета баллов).
Работайте индивидуально в тетради.
УЭ-4
(10 мин.)
Цели: познакомиться с понятиями «идиоадаптация», научиться выявлять идиоадаптации и их значение у живых организмов.
І. Выполните следующие задания:
1.Познакомьтесь с презентацией.
2. Прочитайте по учебнику И.Н.Пономаревой на с.154 характеристику идиоадаптаций. Запишите определение понятия в тетрадь.
ІІ. Выполните следующие задания.
1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ). Выберите из перечня идиоадаптации и впишите их номера в таблицу.
ІV. Оцените свою работу.
См. текст учебника И.Н.Пономаревой §42, с.154.
Работайте индивидуально в тетради.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте их, ключ ответа читает учитель.
Правильный ответ – 1 балл. Максимально–7 баллов.
УЭ-5
(5 мин.)
Цели: рассмотреть на примерах дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.
І. Выполните следующие задания:
1. Познакомьтесь с презентацией
2. Запишите определение понятия «дегенерация» в тетрадь, используя текст учебника И.Н.Пономаревой на с.154.
ІІ. Выполните следующие задания.
1. Продолжите заполнение таблицы к УЭ-3 (задание ІІ). Выберите из перечня примеры дегенераций и впишите их номера в таблицу.
ІІІ. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «ответы» напротив утверждений ставьте знаки «+», если утверждение верно и «-», если утверждение неверно.
№ Утверждение Ответ
1 В ходе эволюции, вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) стали рыбами. 2 Общая дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. 3 После ароморфозов дальнейшее развитие группы идет по пути идиоадаптаций. 4 У паразитов наблюдается редукция органов размножения. 5 Дегенерация обеспечивает организмам возможность вхождения в новую среду. 6 Все направления эволюции в природе взаимосвязаны. 7 Дегенерация приводит к вымиранию вида. ІV. Оцените свою работу. Работайте индивидуально. Ключ ответа читает учитель. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимально – 2 баллов.
Максимально – 2 баллов.
УЭ-6
(4 мин.) І. Подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы целей урока? В какой степени?
ІІ. Обсудите результаты выполнения учебных элементов.
ІІІ. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 36-32 баллов, то получаете оценку «5», 31 -27 баллов – оценку – «4», 26 -21 баллов – оценку - «3», менее 20 баллов – оценку – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще будет возможность исправить положение.
ІV. Выберите домашнее задание:
Если вы за работу на уроке получили оценку «5» - домашнее задание вы не получаете; если оценка «4» - повторите пройденный материал по тетради; если оценка «3» и менее, то, к сожалению, вы плохо знаете тему, поэтому прочитайте текст учебника И.Н.Пономаревой §42, повторите пройденный материал по тетради.
Вы можете выбрать одно из творческих заданий.
Творческие задания:
1. В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры биологического прогресса и регресса видов в связи с деятельностью человека, запишите их в тетрадь.
2. Запишите в тетрадь следующие правила эволюции (основные закономерности эволюционного процесса, изложенные в краткой форме):
- 1. Правило необратимости эволюции.
Группа организмов не может вернуться к прежнему состоянию, то есть от современных видов не могут возникнуть их предковые формы.
- 2. Правило чередования основных направлений эволюции.
Каждый новый ароморфоз дает толчок для развития многочисленных идиоадаптаций.
- 3. Правило прогрессирующей специализации.
Группа, вступившая на путь специализации, как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокого приспособления к более узким условиям существования. Например, если одна из групп позвоночных приобрела приспособления к полету (птицы), то на последующем этапе эволюции это направление сохраняется и усиливается. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 1
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
Возникновение хлорофилла.
Возникновение фотосинтеза.
Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
Возникновение ползучего стебля у земляники.
Возникновение полового процесса.
Появление проводящей ткани.
Появление цветка у покрытосеменных.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 1
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
Возникновение хлорофилла.
Возникновение фотосинтеза.
Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
Возникновение ползучего стебля у земляники.
Возникновение полового процесса.
Появление проводящей ткани.
Появление цветка у покрытосеменных.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 1
Основные пути эволюции растительного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
Возникновение хлорофилла.
Возникновение фотосинтеза.
Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
Возникновение ползучего стебля у земляники.
Возникновение полового процесса.
Появление проводящей ткани.
Появление цветка у покрытосеменных.
Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
Появление плода у покрытосеменных.
Появление семян у голосеменных.
Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
Появление зацепок на плодах репейника и череды
Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
Появление клубней у дикого картофеля.
Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
Появление плода у покрытосеменных.
Появление семян у голосеменных.
Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
Появление зацепок на плодах репейника и череды
Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
Появление клубней у дикого картофеля.
9. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
10. Появление плода у покрытосеменных.
11. Появление семян у голосеменных.
12. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.
13. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.
14. Появление зацепок на плодах репейника и череды
15. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.
16. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.17. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.
18. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.
19. Появление клубней у дикого картофеля.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 2
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Возникновение многоклеточности.
Возникновение хорды.
Образование позвоночника.
Образование пятипалых конечностей.
Образование ластов.
Образование цепкого хвоста (у обезьян).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 2
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Возникновение многоклеточности.
Возникновение хорды.
Образование позвоночника.
Образование пятипалых конечностей.
Образование ластов.
Образование цепкого хвоста (у обезьян).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «Основные направления эволюции» 9 класс
Цель: определить уровень усвоения материала об основных направлениях эволюционного процесса.
І. Выполните следующее задание:
Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.
Вариант 2
Основные пути эволюции животного мира
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.
Возникновение многоклеточности.
Возникновение хорды.
Образование позвоночника.
Образование пятипалых конечностей.
Образование ластов.
Образование цепкого хвоста (у обезьян).
Образование у земноводных трехкамерного сердца.
Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
Возникновение теплокровности.Усложнение головного мозга.
Увеличение массы головного мозга.
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
Утрата конечностей у китов.
Утрата густого шерстного покрова у слона.
Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
Образование хобота у слона.
Удлинение шеи у жирафа.
Образование у земноводных трехкамерного сердца.
Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
Возникновение теплокровности.
Усложнение головного мозга.
Увеличение массы головного мозга.
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
Утрата конечностей у китов.
Утрата густого шерстного покрова у слона.
Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
Образование хобота у слона.
Удлинение шеи у жирафа.
Образование у земноводных трехкамерного сердца.
Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
Возникновение теплокровности.
Усложнение головного мозга.
Увеличение массы головного мозга.
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.
Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.
Утрата конечностей у китов.
Утрата густого шерстного покрова у слона.
Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.
Образование хобота у слона.
Удлинение шеи у жирафа.