Интегрированный урок по русскому языку ««Отличие предлога от приставки
Тема: Отличие предлога от приставки
Цели: 1) формировать знания об отличии предлога от приставки, слитном написании приставки и раздельном написании предлога со словами;
2) Развивать мышление, речь, память учащихся;
развивать навыки самостоятельности в работе, умение работать в парах:
3) Воспитывать доброе отношение к природе, учить беречь природу
Оборудование: выставка рисунков о природе, карточки, словарные слова, карта, образцы оригами, приставки и предлоги
Тип урока: интегрированный, урок-путешествие
Методы: наглядный, практический, метод развивающего обучения, работа в парах, самостоятельная работа
План- конспект.
Орг. момент
Психологический настрой
Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Здравствуй, мир! Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Здравствуйте, ребята и наши гости!
Пусть этот день нам принесёт радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. Посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте удачи в работе.
1 часть.
Русский язык
Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, её охране. Оформление тетради.
Минутка чистописания.
Пп
Прекрасна, прекрасна родная земля!
Какое предложение по цели высказывания?
Списать, поставить ударение в словах.
Словарная работа.
О люди, мыслю я; у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки.
Учитель: Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и степи, и луга. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это дом для зверей и птиц.
Сейчас у нас словарная работа. Я загадываю загадки, а вы записываете отгадку, подчёркиваете букву, которую запоминали, ставите ударение.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной . (медведь)
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (заяц)
Стоят на полянке сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашка)
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я? (олень)
На лесной опушке
Стояли две подружки:
Платьица белены,
Шапочки зелены. (берёза)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
Какие слова вы записали? Почему мы их называем словарными?
Работа по теме.
1) Всмотритесь в красоту природы! Вслушайтесь в музыку природы: щебет птиц, пение волн, шелест листвы. Как прекрасна наша планета Земля! Но природа планеты в опасности. И её запасы не безграничны. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
- А может, ничего не случится? Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал цветок, раздавил жука, бросил мусор в речку.
- Природе будет ещё хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
- Весь мир борется за спасение планеты. Президент нашей страны выдвинул идею «Казахстан - 2030». Там говорится: «Природные богатства Казахстана являются огромным богатством. Наша задача – правильно ими распоряжаться».
- Сегодня в Казахстане Семипалатинский полигон закрыт, он принёс немало бед. Вот поему весь народ Казахстана, как и весь мир, борется за то, чтобы навсегда прекратились на планете ядерные испытания.
Учитель: У японцев есть такая легенда: Если человек сделает 1000 бумажных журавликов, то станет счастливым, исполнятся его желания. Японская девочка Сасаки была смертельно больна лучевой болезнью. Она успела сделать 250 журавликов и её жизнь оборвалась.
В память о пострадавших от ядерных испытаний сегодня мы сделаем бумажных журавликов в технике оригами и составим «древо жизни». Мы отправляемся в путешествие из Казахстана в Японию. Путь нелёгкий. Нам нужно преодолеть степи, луга, леса, горы и моря.
Вот сказочная птица Оригами. Она берёт нас на своё крыло. Нам будут помогать наши хорошие знания, смекалка, наблюдательность и организованность. Пролетаем над территорией Казахстана.
2) Постановка цели урока
У нас урок русского языка, отгадайте загадки, узнаете тему урока.
Перед корнем подставляем,
Эту часть мы называем . (приставка)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (предлог)
Как мы определим тему урока?
Сегодня будем говорить о правописании предлогов и приставок и их отличии.
Запись на доске:
Доехал до берёзы
Побежал по деревне
Прочитал про город
Что написано? Чем похожи? Чем отличаются?
Аукцион знаний.
Что знаете о предлогах и приставках?
Приставки
· Предлоги
Часть слова часть речи
Пишется слитно пишется раздельно
Служит для образования новых слов служит для связи слов в предложении
Правописание предлогов и приставок – это орфограмма. Будем учиться различать предлоги и приставки.
Назовите приставки, предлоги. Что заметили?
Орфографическая задача
Составьте слово с корнем –беж-, приставкой по-, отвечает на вопрос что сделали?
Побежали, используя предлог по, составьте предложение.
Мальчики побежали по дороге.
Побежали – глагол, по- приставка –глаголы с предлогами не употребляются!
По дороге – по – предлог.
По узкой дороге
широкой
Можно вставить другое слово или вопрос – это и есть отличие предлога от приставки.
5) Работа с учебником.
Чтение статьи, правила с. 206-207
6)Закрепление
Объясни написание (устно)
(По)дворам, (по)вар, (у)тонули, (на)поляне, (за)варка, (по)льду, (на)рисовал
Самостоятельная работа в парах: обсудить, записать, выделить приставку, подчеркнуть предлог
Попугай (по)летел (по)комнате.
Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.
Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв.
Лодка (на)скочила (на)мель.
Коля (за)шёл (за)товарищем.
Муравей (под)полз (под)соломинку.
Антон (по)катился (по)льду.
Ученик (на)рисовал (на)листе картину.
Я (у)видел (у)дороги лису.
Папа (в)нёс коробку (в)дом.
Работа по учебнику.
Упражнение 657 (самостоятельно)
Творческая работа (исправь ошибки, запиши) /работа по карточкам
Весна идёт. Налесных полянках тает снег. За зеленела травка.
Как различить предлог и приставку?
Игра «Наоборот»
Над окном – под окном, над диваном- , перед уроком - , перед машиной - ., перед воротами - .. .
Подведение итогов: Викторина «Вопрос-ответ»
Приставка служит для . (образования новых слов)
Предлог служит для ..(связи слов в предложении)
Приставка – это часть .(слова)
Предлог – это часть (речи)
Приставки со словами пишутся ..(слитно)
Предлоги со словами пишутся ..(раздельно)
Предлоги никогда не употребляются с (глаголом)
2 часть.
Художественный труд
1. Знакомство с историей оригами.
Мы приближаемся к Японии. Сегодня мы научимся складывать из бумаги птицу, познакомимся с искусством оригами. Родиной оригами считается Япония. Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится любое желание. Бумага - одно из самых великих изобретений человечества - родилась на Востоке, и именно там появились первые бумажные фигурки. Оригами дарит радость и красоту миллионам людей во всем мире. Некоторые люди покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» - спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни, но делал что-нибудь из квадратного листа бумаги - самолётик или птицу. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами». Это искусство родилось в Японии ещё в 610 году. Оригами - название древнего японского искусства складывания бумаги, образовано от японского «oru» (складывать) и «kami» (бумага). Оригами похоже на фокус, где из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.
2. Выставка поделок оригами.
3. Выполнение японского журавлика в технике оригами.
Объяснение порядка работы учителем.
4.Оживление «древа жизни».
Наше древо жизни пока безжизненно. Украсим это древо своими птицами. Вот оно и расцвело.
5. Приведение рабочего места в порядок.
3 часть.
Подведение итогов.
1) Будем надеяться, что наши птицы принесут счастье людям нашей планеты, спасут её от бед и войн. Чтобы спасти планету Земля, необходимо всем – и взрослым, и детям изменить своё отношение к природе. Казахстан к 2030 году должен стать чистой и зелёной страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши сады и дома.
Чистота – основа здоровья,
Здоровье – основа богатства. (Казахская пословица)
2) Итог урока:
О чём говорили на уроке?
Что нового узнали?
Чем занимались на уроке?
3) Д/з
с.208 у.660, правила
15