Семинар-практикум «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Цель семинара: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни обучающихся, сохранению и укреплению их здоровья и наметить перспективные направления работы в этом контексте.
Задачи семинара:
Изучить и проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме ДДТ.
Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Подготовка к семинару:
Подготовка к семинару включает:
Предварительную подготовку выступлений по темам:
Воспитательная работа в ДДТ по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся (методист Свиколкина Г.С.).
Дыхательная гимнастика по системе Вероники Воршип. (Днестрянская Е.В.)
«Арттерапия в детском театре». (Шляхова Н.А.).
Использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса (Высоцкая К. П.).
Психологическая подготовка воспитанников к участию в конкурсных мероприятиях (из опыта работы педагога-хореографа Сиротиной Е.А.).
Проведение и обработка данных диагностического анкетирования педагогов
дополнительного образования.
3. Подготовка раздаточных материалов и методической продукции по тематике семинара-практикума.
Оформление зала.
Ход семинара
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Слайд 1
Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить.
Михаил Львович Лазарев издал Слайд 2 сборник для детей начальных классов, а также составил Слайд 3 «цветок здоровья», включив в него такие позиции: я здоров, если я – двигаюсь, дышу, говорю и пою, думаю, живу в семье, пью и ем, закаливаюсь.
Говоря научным языком, здоровье человека складывается из здоровья личностного, психоэмоционального, физического, интеллектуального, социального, духовного.
Слайд 4
Можно выделить условия, которые обеспечивают здоровье человека, так называемые здоровьетворящие условия: ИХ ВЫ ВИДИТЕ НА ЭКРАНЕ.
Не читать
радость творчества,
установка на успех,
признание удачи другими,
самоудовлетворение от труда,
соощущение единства в группе,
эмоциональная приподнятость,
отсутствие физического переутомления,
понимание цели и возможность ее достижения,
осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.
Слайд 5
Не зря говорят, что использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса
Бесспорно, что успешность обучения в дополнительном образовании (так же как и в школе) определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в детское объединение. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья детей будет зависеть от правильной организации учебного процесса. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся.
При подготовке семинара было проведено анкетирование воспитанников 8-ми детских объединений. Из 50 опрошенных детей мы видим следующие показатели по вопросам:
Слайд 6
Помогают ли тебе занятия в доме детского творчества заботиться о своем здоровье?
а) да - 42
б) нет - 2
в) затрудняюсь ответить – 6
2. Тебе приятно общаться, заниматься в детском объединении с другими ребятами и педагогом?
а) да - 50
б) нет - 0
в) затрудняюсь ответить – 0
Слайд 7
3. Как чаще всего ты чувствуешь себя на занятиях?
а) мне скучно - 2
б) мне интересно - 47
в) я устал - 1
г) я волнуюсь, беспокоюсь – 0
4. Какой пример в заботе о своём здоровье подаёт тебе педагог?
а) подаёт хороший пример - 50
б) подаёт плохой пример – 0
Слайд 8
5. Как, по твоему мнению, педагог влияет на твоё здоровье?
а) заботится о моём здоровье, учит его беречь - 49
б) наносит вред моему здоровью - 0
в) ему безразлично мое здоровье - 0
г) затрудняюсь ответить – 1
Слайд 9
6. Как обстановка в доме детского творчества влияет, по твоему мнению, на твое здоровье, самочувствие?
а) никак не влияет - 8
б) влияет плохо - 0
в) влияет хорошо - 31
г) затрудняюсь ответить – 9
7. Как ты считаешь, что нужно сделать в вашем детском объединении и во всем доме детского творчества, чтобы здоровье детей не портилось, а укреплялось?
Слайд 10
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Ввести компьютерные игры;
Чаще ходить в походы;
Открыть новые направления работы, таки как Фитнес и Плавательный бассейн;
Кафе или буфет;
Тренажерный зал;
Проведение игр на свежем воздухе;
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.
Конечно, говоря о здоровье ребенка, здоровьесберегающем обучении, мы должны понимать, что Учреждение Дополнительного Образования не должно и не может брать на себя медицинские функции и обязанности.
Но при этом, педагогический коллектив ДДТ работает в логике такой общей цели: создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка, воспитание свободной, интеллектуально-развитой, духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к самореализации в условиях современного общества.
Слайд 11
И в этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Слайд 12
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
использование на занятиях здоровьесберегающих технологий,
организация занятий на основе принципов здоровьесбережения.
Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. А что это такое?
Слайд 13
Здоровьесберегающая технология – это:
условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 14
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Слайд 15
Учет зоны работоспособности обучающихся – важный принцип обучения, построенного на принципах здоровьесбережения.
Распределение интенсивности умственной деятельности – также важное правило организации учебных занятий.
Слайд 16
При организации учебного занятия выделяют основные этапы с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний обучающимися в течение учебного занятия такова:
С 5-той – по 25-ю минуту – 80%
С 25-35 минуты - от 60- до 40% усвоения
С 35- по 40-вую минуту – только 10%.
Утомление
Практически все исследователи сходятся во мнении, что форма учебного процесса занятия в дополнительном образовании, организованные на основе принципов здоровьесбережения, не должны приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен педагог, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Слайд 17
Критерии учебного занятия здоровьесберегающей направленности
Каким должно быть занятие в дополнительном образовании, помогающее сохранять и укреплять здоровье детей?
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать: Слайд 18
Обстановка и гигиенические условия в кабинете.
Температура и свежесть воздуха, рациональное освещения кабинета, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей в соответствии нормами СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
Слайд 19
Число видов учебной деятельности.
Опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников. Также частые смены одной деятельности на другую способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма чередования видов деятельности на занятии – 7-10 минут.
Применение активных методов обучения.
Активные методы (дети в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты.
Норма – на 15-20 минуте занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
Мотивация к учебной деятельности на занятии.
Интерес воспитанников к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п., и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.
Слайд 20
Наличие на занятии вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности); формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Психологический климат на занятии.
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; С целью укрепления психологического здоровья воспитанников важно добиться на занятии благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающихся, корректности и объективности оценки деятельности детей на занятии, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для обучающихся, так как они являются здоровьеразрушающими.
Темп и особенности окончания занятия:
Что касается быстрого темпа – в результате мы видим «скомканность», не хватает времени на вопросы обучающихся;
Особенностью окончания занятия является спокойное завершение занятия: обучающиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать вопросы детей, попрощаться с детьми.
Слайд 21
Способы ориентировочной оценки состояния здоровья обучающихся.
В условиях учреждения дополнительного образования, где не предусмотрены должности валеолога (Валеология наука, которая изучает и познает человеческий организм...) и медицинских работников, проведение регулярной диагностики состояния здоровья воспитанников крайне затруднительно. Поэтому могут быть полезны такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими детьми, педагогами, родителями или педагогом-психологом.
Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаю вам провести Тестирование. Представленные Тест-анкеты (в электронном виде в папке «СЕМИНАР»), не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на учебных занятиях или рекомендованы для тестирования родителям.
Слайд 22
На экране вам представлены темы тест-анкет.
Слайд 23
«Практическая часть» Выступления педагогов
15