Формирование коммуникативных УУД младших школьников


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Оёкская средняя общеобразовательная школа»
МО учителей начальных классов
Формирование коммуникативных УУД младших школьников
Автор: Н.И. Латышева, учитель
В педагогическом терминологическом словаре Колычевой З.И.: коммуникативность - способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей, к общению.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
- общение со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- осуществляет выбор собеседника и проявляет умение слушать его.
Но, как показывает практика, не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями, а значит, необходима работа в этом направлении. Поэтому, прежде, чем приступить к практике необходимо разобраться в теории этого вопроса и выяснить:
1. Что такое коммуникативные УД
2. Как их формировать
3. И как выявлять уровень их сформированности.
В программе формирования УУД по УМК «Школа России» записано: К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся происходит на каждом уроке, а особенно во внеурочной деятельности.
В настоящее время благодаря телевидению, интернету поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый готовый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Поэтому возникает следующий вопрос: как правильно формировать коммуникативные УУД с учетом требований ФГОС?
Для их формирования необходимо использовать в своей работе следующие приемы:
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Формами работы по формированию коммуникативных УУД являются: групповая работа, работа в парах, коллективная, где дети учатся взаимодействовать между собой. Хорошим приемом здесь будет – проектная и исследовательская деятельность. Я в своей работе часто использую еще один прием формирования коммуникативных УД- создание проблемной ситуации.
Например, недавно на уроке окружающего мира изучалась тема «Кто такие рыбы?» (1 класс) и на кружке «Народное творчество» решили сделать аппликацию рыбы. Внимательно ее рассмотрев, выяснили, что для этой работы необходимо иметь 3 разных оттенка желтого цвета, а как известно в наборах цветной бумаги только 1 оттенок. Дети предлагали разные выходы из этой ситуации: и купить другой набор, и раскрасить в разные оттенки, но Иванов А. предложил поделить свой лист на 3 части и с кем-нибудь поменяться. Причем менялись дети самостоятельно, договариваясь друг с другом.
Классификация коммуникативных умений ребенка выглядит следующим образом:
1.Прием и передача информации
Прием:
1. слушать
2. читать
3. получать числовую информацию
4. получать графическую информацию
5. читать жесты и позы
6. читать мимику лица и моторику тела
7. различать интонацию
Передача:
8. говорить
9. писать
10. передавать числовую информацию
11. передавать графическую информацию
12. передавать информацию посредством жестом
13. передавать информацию посредством мимики и пантомимики
14. передавать информацию интонацией
Поиск в традиционных источниках
15. в алфавитном каталоге
16. в предметном каталоге
17. в словарях
18. в энциклопедиях
Поиск в компьютерных источниках
19. в сети Интернет
20. в электронных книгах
21. в электронных каталогах, архивах
22. с помощью поисковых программ
23. в базах данных искать в других источниках
24. в социуме
25. в радиовещании, телевещании
26. в аудио-, видеоисточниках Переработка
27. на основе анализа
28. на основе синтеза
2.Обработка информации
И последнее... Для диагностики формирования коммуникативных УУД предлагается, например, следующие методики:
Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман).
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Обработка результатов:
Низкий уровень - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень - сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень - рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени коммуникативных универсальных учебных действий педагогом
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
1 - низкий уровень;
2 — средний уровень;
3 - высокий уровень.
развития
1 2 3 1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи
2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации
3. Плохо идёт на контакт с учителями С удовольствием сотрудничает с учителями
4. Плохо идет на контакт со сверстниками С удовольствием сотрудничает с одноклассниками
5. Плохая дисциплина Дисциплинированный
6. Частые конфликты Отсутствие конфликтов
7. Высокая двигательная активность, неусидчивость Усидчивый
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения.
В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;