Интеграция урочной и внеурочной деятельности — залог успешной социализации школьника
Интеграция урочной и внеурочной деятельности –
залог успешной социализации школьника
По такой теме 23 декабря в МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова» состоялся традиционный День методической учебы. Нашими гостями в это день стали педагоги Кингисеппского района и Эстонии.
Тема для учебы педагогами выбрана не случайно. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школа должна обеспечить достижение каждым обучающимся метапредметного результата, то есть освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий, таких как самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Помочь ребятам достичь этого результата призваны проблемно - поисковые, исследовательские, проектные, игровые и коммуникативные технологии организации образовательного процесса, используемые как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Учителя школы, в той или иной мере, уже владеют этими технологиями. Вместе со своими учениками они демонстрируют результаты исследовательской и проектной деятельности на конкурсах и конференциях разного уровня, в том числе и на традиционной школьной НПК учащихся «Ступень в будущее». По итогам 9 класса (по желанию) и 11 класса (обязательно для всех) выпускникам предстоит защищать индивидуальный исследовательский проект. Поэтому с этого года в учебный план 5 - 8-х и 10-го класса включен учебный предмет «Основы проектной и исследовательской деятельности», цель которого познакомить ребят с научными основами ведения учебного исследования и проекта.
Еще одним эффективным методом развития универсальных учебных действий и творческого потенциала учащихся является взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
В нашей школе план внеурочной деятельности состоит из 2-х блоков: регулярные и нерегулярные занятия, о чем и рассказала в своем выступлении Подкопаева Галина Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель обществознания и истории.
Регулярные занятия реализуются через 5 обязательных часов курсов внеурочной деятельности, которые планируют и проводят учителя - предметники или классные руководители с учетом особенностей и интересов детей.
Еще 5 часов отведены на нерегулярные занятия по направлениям деятельности, которые определены в ФГОС общего образования, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Это экскурсии, походы, классные часы, предметные недели, акции, проекты, конкурсы, праздники, Дни здоровья, спортивные мероприятия, субботники и другое. На открытых учебных занятиях и внеклассных мероприятиях учителя школы показали разные варианты использования проблемно – исследовательских и коммуникативных технологий, а также некоторые формы внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов Киселева Кристина Александровна рассказала о психологических особенностях развития и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Известно, что активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5 – 3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.
Установлено, что у детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развито умение правильно связывать слова в предложении, дети неправильно употребляют предлоги, владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объёме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания. Всё это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Работая на коррекционных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи, учителю необходимо следить за качеством произношения звуков; развивать, совершенствовать навыки звукового анализа слова; расширять, активизировать словарный запас учащихся; фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов; предупреждать неточное или ошибочное употребление какого–либо слова; упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах; использовать алгоритмы составления связного высказывания.
Все это смогли увидеть педагоги школ и воспитатели детского сада № 1 на обобщающем коррекционном занятии для детей из группы подготовки к школе «Росток» по теме «Гласные и согласные звуки и буквы, которые мы знаем». Занятие провела учитель начальных классов Кузнецова Марина Анатольевна. Дошкольники в игровой форме с большим удовольствием вместе с Новогодними символами – «Елочкой», «Снеговиком» и «Снежинками» демонстрировали присутствующим свои умения узнавать и правильно употреблять звуки и буквы.
То, что работа по развитию речи в школе ведется систематически, планомерно и с соблюдением принципа преемственности образовательных программ детского сада и начальной школы, педагоги смогли увидеть и на коррекционном занятии для группы детей с тяжелыми нарушениями речи в 1б классе. Занятие провела учитель начальных классов Педан Татьяна Александровна. Ребята, отгадав очередную загадку в игре «Что? Где? Когда?», следовали за сказочными персонажами – Снегурочкой, Снеговиком, Снегирем и другими от одного этапа урока к другому, показывая свои умения в делении слов на слоги. Присутствующие педагоги отметили высокий профессионализм учителя. Педан Т.А. в этом году участвует в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2017». Пожелаем же ей удачи!
В этот день вниманию коллег были представлены три открытых внеклассных мероприятия. Учитель физкультуры Соколовскис Евгения Евгеньевна в роли Снежной королевы провела с ребятами вторых классов спортивно – новогодний праздник «Зимние забавы». Вместе с Бабой Ягой (Шкуратова Мария Александровна, учитель начальных классов), Снеговиком (Грибова Мария Александровна, бухгалтер), Маленькими разбойницами (ученицы 8б класса Клименкова Даша и Рязанова Арина) команды второклассников азартно катали «снежные комья», гоняли шайбу, наперегонки надевали одежду гномов и доставляли мешки с подарками.
Свои команды активно поддерживали болельщики – одноклассники, классные руководители (Волкова Ирина Ильинична, Кузнецова Марина Анатольевна, Андреева Оксана Юрьевна) и родители. За подборку музыки и создание праздничного настроения отвечала тьютор Мещерякова Валентина Ивановна. Закончился праздник хороводом вокруг Новогодней елочки вместе с Дедом Морозом (ученик 11 класса Шаров Илья) и Снегурочкой (ученица 8б класса Леонтьева Юля) и вручением дипломов и подарков. Все присутствующие на занятии получили мощный заряд бодрости и хорошего настроения в этот предновогодний день!
Миронова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования провела в 7а классе внеклассное мероприятие «Кино – волшебная страна», посвященное истории российского кинематографа и уходящему Году кино. На занятии ребята рассуждали о значении и роли кино в жизни человека, вспомнили фильмы, которые снимались в нашем городе. Миронова И.В. провела занятие в рамках конкурса классных руководителей «Классный, самый классный», впереди у нее – защита своей педагогической концепции и проведение мастер-класса. Пожелаем Ирине Владимировне удачи!
Летом 2017 года нашему городу исполнится 525 лет. У Ивангорода богатая история и перелистать часть ее страниц предложили Степанова Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания, разработавшая в рамках курса по выбору экскурсионный маршрут по историческим местам города, и ученица 11 класса Богова Ксения, которая провела автобусную экскурсию «Страницы истории».
Экскурсионную эстафету подхватили в этот день работники Ивангородского музейного комплекса под руководством директора Мироновой Ирины Николаевны. Ивангородский музей - социальный партнер нашей школы, он предоставляет широкие возможности для использования на уроках и внеурочной деятельности богатого краеведческого и исторического материала, в чем смогли убедиться педагоги, посетившие информационный центр Художественного музея имени И. Билибина и демонстрационные залы Порохового амбара.
Закончился день практическим занятием – тренингом по теме «Межпредметные технологии (учебное исследование и проект) – залог успешной интеграции урочной и внеурочной деятельности», которое разработала и провела Крутякова Татьяна Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии. На тренинге педагоги, работая в группах, поделились своими впечатлениями от увиденного и услышанного на открытых мероприятиях своих коллег, оформив их в логике учебного исследования.
Педагоги пришли к выводу, что для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования необходимо научиться интегрировать учебную и внеурочную деятельность с целью подготовки успешного ученика, опираясь на профессионализм школьных педагогов, потенциал социальных партнеров, интересы учащихся и запросы их родителей.
На Дне методической учебы царила деловая и, в то же время, праздничная предновогодняя атмосфера, благодаря выставке удивительных новогодних поделок, созданных руками ребят начальных классов в содружестве с их родителями и педагогами, а так же милые яркие поделки из цветной бумаги символа наступающего 2017 года – огненного Петуха, подаренные участникам Дня методической учебы учениками начальных классов. Крутякова Т.В.
заместитель директора по УВР, учитель биологии
МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова»