Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках математики
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда
средняя общеобразовательная школа №7
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Филатова С.И.,
учитель математики
В настоящее время в образовательную практику активно включаются элементы ТРКМ, цель которой – развитие мыслительных навыков обучающегося, формирование высокого уровня восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Среди целей и задач, которые ставит ТРКМ, приоритетными для себя считаю развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, формирование культуры чтения.
В ходе организации учебного процесса главная роль отводится тексту, а основным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Так, при изучении темы «График гармонических колебаний» ученикам был предложен текст, который они, прочитав и осмыслив, должны были после работы в группе представить в виде схемы, кластера и т.п.
«Различные колебания окружают нас на каждом шагу.
Механические колебания применяются для скорейшей укладки бетона специальными виброукладчиками, для просеивания материала в виброситах и даже для почти безболезненного высверливания отверстий в зубах. Акустические колебания нужны для приёма и воспроизведения звука, а электромагнитные – для радио, телевидения, связи с космическими ракетами. Электромагнитные колебания доносят до нас вести о сложных процессах, происходящих внутри звёзд, о взрывах в отдалённых галактиках, о таких диковинных вещах, как пульсары (нейтронные звёзды), чёрные дыры и т.д.
С помощью электромагнитных колебаний учёными были получены снимки обратной стороны Луны и вечно закрытой облаками Венеры.
Колебания сопровождают и биологические процессы, например, слух, зрение, восприятие ультрафиолета(используемые многими биологическими видами), передачу возбуждения по нервной ткани, работу сердца и мозга. Записывая работу сердца или мозга, врачи получают электрокардиограммы или энцефалограммы. Как говорил создатель учения о биосфере Вернадский: «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины – от волн, длина которых измеряется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами.»
Но колебания не всегда полезны. Вибрация станка действует на резец и обрабатываемую деталь и может привести к браку; вибрация жидкости в топливных баках ракеты угрожает их целостности, а вибрация самолётных крыльев при неблагоприятных условиях может привести к катастрофе. Даже хорошо затянутая гайка под влиянием вибрации ослабевает, и станок разбалтывается. А самое страшное - под действием вибрации меняется внутренняя структура металлов, что приводит к так называемой «усталости» и последующему неожиданному разрушению конструкции.
Колебаниями объясняются случаи падения моста, по которому шло в ногу воинское подразделение, а также разрушение мостов во время ураганов, катастрофы в кузнечных цехах, где несколько механических молотов начинали работать в такт.
Таким образом, отметим, что колебания, контролируемые человеком, весьма полезны. Однако они могут превратиться в опасного врага. Поэтому необходимо изучать колебания, знать их свойства.»При работе с информацией учащиеся выявляют проблемные вопросы, ставят цель и задачи урока, тем самым формируя регулятивные УУД.
Учащимися составлен план работы, определены вопросы, над которыми предстоит работать. Но ведь каждое новое знание опирается на фундамент уже известных фактов, поэтому этапу актуализации знаний я отвожу достойное место на каждом уроке. Здесь неоценимую помощь учителю в эффективной организации процесса оказывают различные технические средства и ЦОРы. На рассматриваемом уроке использовался ролик «График гармонических колебаний» из ЦОР «Графики функций» серии «Электронный плакат». После его просмотра учащимися делается вывод, что график гармонического колебания можно получить с помощью геометрических преобразований синусоиды. Алгоритм преобразования графиков учащиеся повторяют с помощью карточки-консультанта.
Работа над выполнением учебных заданий, связанных с формированием новых знаний, проводится в малых группах. Выполнив задание, учащиеся представляют свою работу, озвучивая основные этапы её выполнения. Остальные группы являются при этом оппонентами, их задача - составление грамотных вопросов на уточнение формулировок, пояснения к решению и т.п. При выставлении отметки группе учитываются оба вида деятельности.
Обязательным условием создания образовательной среды является этап рефлексии. Она помогает учащимся сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, может быть индивидуальной или групповой, и анализировать настроение и эмоциональное состояние, деятельность или содержание учебного материала. Одним из приёмов рефлексии в ТРКМ является составление синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример 1. Пример 2.
Любовь. Жизнь.
Сказочная, фантастическая. Активная, бурная.
Приходит, окрыляет, убегает. Воспитывает, развивает, учит.
Удержать ее умеют единицы. Дает возможность реализовать себя
Мечта. Искусство.
В ходе проведения мастер- класса группам предстоит написать синквейны в соответствии с предложенной выше классификацией.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим основная цель, которая стоит передо мной, как учителем математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.