Знакомство с архитектурой города Жигулёвска


Проект «Мой дом – мой родной город». Знакомство с архитектурой города Жигулёвска как средство нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете. Э.МежелайтисАктуальность темы проекта.
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и через всю жизнь, куда бы ни забросила нас судьба, мы несем в сердце ее частицу. Каждому народу необходимо патриотическое воспитание, иначе теряется главный стержень государства – патриотизм, ни одна страна не выдержит потерю этого основного ориентира. В наше непростое время крайне важно не упустить этот момент, и приложить все усилия, чтобы дети – будущее нашей страны – искренне полюбили свою Родину, преданно относились к тому месту, где родились и живут, были бы по-настоящему к нему привязаны.
Малышам сложны для понимания такие слова, как «государство», «патриотизм», «преданность Родине». Но даже в дошкольном возрасте дети вполне могут увидеть и оценить красоту и уникальность своего родного города, а любовь к малой родине - основа формирования патриотических чувств к нашей большой и прекрасной стране. Таким образом, уже в детском саду в результате целенаправленной и систематической воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходимо подобрать материал, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Благодатной почвой для формирования привязанности и любви к родному краю является знакомство дошкольников с архитектурой родного города. Жигулевск – по-своему уникальный и неповторимый город, знакомство с его зданиями, памятниками и достопримечательностями способно открыть для ребят малую родину с новой, неизведанной ранее стороны, и понять, как прекрасно то место, где они родились и живут.
Изучая информацию по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, нами была выделена основная проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном городе и низкая познавательная мотивация, отсутствие интереса к изучению малой родины. Эта тенденция имеет негативное влияние не только на общее познавательное развитие дошкольников, но и затрудняет формирование адекватной гражданской позиции, тормозит воспитание патриотических чувств в целом.
Именно поэтому данная проблема актуальна не только для нашего дошкольного учреждения, но и для общества в целом.
Анализ ситуации в нашей группе позволил определить ряд причин, которые обуславливают данную проблему.
Во-первых, в большинстве семей воспитанников не уделяется должное внимание данной проблеме, родители не считают ее важной. Как следствие, дети среднего дошкольного возраста не владеют достаточной информацией о родном городе, не ориентируются в городе.
Во-вторых, педагоги также имеют ряд затруднений: недостаточно методического материала, сложности с диагностическим материалом для определения уровня знаний детей по данной теме, требует усовершенствования предметно-развивающая среда в группе.
В-третьих, была выявлен низкий уровень мотивации детей к изучению родного города, отсутствие интереса, желания узнать о своей малой родине что-то новое.
Исходя из вышеуказанного, нами были сформулированы цель и задачи проекта.
Целью проекта является формирование нравственно-патриотических чувств, воспитание любви и привязанности к родному краю у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой и достопримечательностями малой родины – города Жигулёвска.
Задачи проекта, посредством решения которых реализовывалась данная цель:
1. Обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, об особенностях архитектуры Жигулёвска и его достопримечательностях.
2. Развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
3. Вовлечение родителей в активную деятельность по изучению родного города, воспитанию патриотических чувств у детей, укрепление партнерских отношений между семьями и педагогами.
Целевая группа, на которую рассчитан проект - воспитанники средней группы детского сада, родители (законные представители), воспитатели.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 2 месяца – с января по февраль 2016 г.
Типология проекта:
Количественный критерий: групповой;
Критерий продолжительности: среднесрочный;
Критерий доминирования вида деятельности: информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Нами были выделены следующие этапы проекта:
I этап – подготовительный, направлен на подбор материалов для проекта и диагностирование его участников (родителей и детей), включает следующие пункты:
подбор диагностического материала;
анкетирование родителей (выявление уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях);
диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города, а также уровня познавательного интереса;
подготовка методических материалов для реализации проекта.
II этап - основной (или деятельностный) включает непосредственно мероприятия по выполнению задач проекта с активным привлечением всех его участников:
мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
экскурсии по городу, посещение исторических мест, знакомство с прошлым и настоящим родного города,
пополнение развивающей среды в группе,
выставки детских работ, итогов совместного детско-родительского творчества, фотоотчеты по мероприятиям;
III этап – итоговый, предусматривает обобщение результатов проекта в ходе:
итогового диагностирования детей,
повторного анкетирования родителей,
презентации итогов проекта.
Для реализации проекта понадобилось следующее ресурсное обеспечение:
наглядное - картины, альбомы, иллюстрации, буклеты, открытки, исторические документы, фотографии, аудио, видеоматериалы;дидактическое – игры, уголок краеведения, карты, макеты города;
методическое - методическая, краеведческая, художественная литература;
техническое обеспечение - аудио, видеоматериалы; медиапроигрыватель, ноутбук, фотоаппарат.
Выполнение проекта обеспечивается через ряд форм работы с участниками:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми
Игровая деятельность
Целевые экскурсии, прогулки
Беседы, обсуждения
Совместные занятия с родителями
Творческая деятельность детей (изготовление поделок, рисунков и т.д.)
Конкурсы поделок, рисунков
Подготовка тематических выставок, фотоотчетов, презентации
План-график реализации проекта предусматривал ряд мероприятий по каждой из основных задач проекта.
Так, по первой задаче - обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, особенностях архитектуры Жигулёвска и его достопримечательностях, были реализованы такие мероприятия, как:
подбор диагностического и методического материала, разработка дидактических игр, занятий и других мероприятий для работы с детьми, составление подборки художественной литературы и наглядности по теме проекта; посещение музея, экскурсии по городу, знакомство с улицами, памятными местами Жигулёвска.
Особую роль в решении этой задачи играет практический компонент – участие детей и родителей в организации выставки рисунков «Мой город – мой дом!» и оформлении уголка краеведения в нашей группе.
Вторая задача проекта - развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину – решалась также через организацию экскурсий, прогулок, познавательных бесед, НОД, игровую и творческую деятельность участников проекта.
При решении третьей задачи проекта к работе привлекались родители для участия в открытых занятиях, организации совместного детско-родительского творчества (викторина «Знаешь ли ты свой город», «Улицы нашего детства» и т.д.), пополнения предметно-развивающей среды группы. Для родителей были организованы анкетирование, консультации по теме воспитания любви к родному городу в семье.
План-график мероприятий проекта (основной этап)
Недели Мероприятия Участники Сроки
1. Беседа «Жигулевск – частица России» Воспитатели, дети 12.01.2016
Консультация для родителей «Знакомство детей с малой родиной – почему это важно?» Воспитатели, дети, родители 15.01.2016
2. Прогулка по улицам Жигулёвска (знакомство с близлежащими улицами) Воспитатели, дети 18.01.2016
Изобразительная деятельность «Улицы моего города» Воспитатели, дети 20.01.2016
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу» Воспитатели, дети 21.01.2016
3. Экскурсия к Дворцу культуры Жигулевска. Воспитатели, дети 26.01.2016
НОД «Традиции родного города» Воспитатели, дети 27.01.2016
Дидактическая игра «Узнай по описанию» Воспитатели, дети 29.01.2016
4. Экскурсия к Вечному огню. «Жигулёвцы – участники Вов: слава героев вовек не померкнет» Воспитатели, дети 02.02.2016
Аппликация «Дома нашего города» Воспитатели, дети 04.02.2016
Семейная викторина-развлечение «Знаешь ли ты свой город» Воспитатели, дети, родители 05.02.2016
5. НОД «Чем знаменит мой город» Воспитатели, дети 08.02.2016
Экскурсия в Краеведческий музей г. Жигулевска Воспитатели, дети 10.02.2016
Совместное детско-родительское творчество «Улицы нашего детства» (создание макета улицы из подручных средств) Воспитатели, дети, родители 12.02.2016
6 Чтение художественной литературы: И.Муханов «Жигулевские сказки», С. Кузьменко «Жемчужины Жигулей» и др. Воспитатели, дети 15-16.02.2016
Целевая прогулка к спорткомплексу «Атлант» Воспитатели, дети 17.02.2016
Дидактическая игра «Герб и флаг Жигулёвска» Воспитатели, дети 19.02.2016
7. НОД «Безопасность на дорогах родного города» Воспитатели, дети 22.02.2016
Экскурсия «Предприятия нашего города. Службы помощи» Воспитатели, дети 24.02.2016
Выставка рисунков «Мой город – мой дом!» (совместное детско-родительское творчество) Воспитатели, дети, родители 26.02.2016
Успешность реализации проекта
Выполнение задач на всех этапах проекта позволило по его окончанию достигнуть следующих результатов:
1. У детей обогатились представления о родном городе – дети стали лучше ориентироваться в названиях улиц, знают основные здания Жигулевска, названия и местонахождение памятников; расширился кругозор, повысилась познавательная активность детей; повысилась мотивация детей к изучению истории родного города – дети проявляют активный интерес к изучению родного города.
2. Пополнена методическая копилка по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников (банк диагностического материала, методические разработки, фотоматериалы и т.п.), обогатилась предметно-развивающая среда в группе, что в дальнейшем станет хорошим подспорьем в организации педагогической деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
3. Укрепились партнерские отношения между педагогами и семьями воспитанников, повысился уровень осознания родителями необходимости патриотического воспитания. Родители охотно приняли участие в проекте, большинство семей проявили активное участие и заинтересованность, что позволяет нам рассчитывать на продолжение работы по формированию интереса к истории родного города в условиях семьи.
Мы считаем, что проект «Мой дом – мой родной город» реализован успешно, самое главное тому подтверждение – искренняя заинтересованность и активное участие в нем наших воспитанников. Мы убеждены, что сумели зажечь в малышах искорку любви к своей малой родине – к нашему родному Жигулёвску, и свет этой искры наши дети сумеют сохранить и пронести через всю свою жизнь.