Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
Мишина Людмила Вячеславовна
Учитель изобразительного искусства, руководитель методического объединения учителей эстетически – технологического цикла муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3, город Сургут.
mishina.luyda@mail.ru.
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
В статье приведены примеры типовых заданий, применяемых в курсе изобразительного искусства 5 класса (на примере изобразительного искусства в 5 классе, учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская), направленных на формирование универсальных учебных действий. Описаны названия приемов, на которые опираются задания, и формируемые в ходе выполнения универсальные учебные действия.
Изобразительное искусство, типовое задание, универсальные действия по изобразительному искусству, прием, пример.
Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действих (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметным. Современный урок, в соответствии с требованиями стандарта, должен быть наполнен образовательной деятельностью, направленной на формирование мотивации к обучению, становление личностных и гражданских позиций, совершенствование навыков социального взаимодействия, развитие самостоятельности в планировании, осуществлении и оценке познавательной деятельности.
Цель учителя – организовать деятельность через вовлечение учащихся в решение увлекательных, личностно значимых, практикоориентированных учебных заданий.
Примеры типовых заданий, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий
Типовое задание Название приема Описание Формируемые УУД
При изучении темы «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец», на этапе актуализации имеющихся знаний, учитель просит учащихся записать то, что им известно, затем проранжировать список, определить наиболее важные элементы темы, выстроить собственный ряд для изучения Мозговая атака Учитель предлагает учащимся записать за 1-2 минуты то, что они знают по определенной теме, затем просит озвучить получившиеся список, фиксируя на доске все ответы.
После этого учащиеся должны разделить полученный список по категориям и проранжировать категории начиная с самого важного. Таким образом, у учащихся образуется список вопросов, необходимых для изучения. Самоопределение, смыслообразованиеПри изучении темы «Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма» рассматривается вопрос «Одежда «говорит» о человеке» учитель предлагает учащимся поработать с текстом учебника, занося информацию в сравнительную таблицу Сравнительная таблица Учитель просит учащихся разделить лист на две половины и, читая текст, в левую половину заносить все фразы, слова, высказывания, факты, идеи, цитаты, которые они считают наиболее важными и значимыми, а в правую – свои комментарии (эмоции, мысли, суждения, вопросы, возможности применения знаний в повседневной жизни, на других предметах)Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание
При изучении темы «Современное декоративное искусство. Что такое дизайн» учитель предлагает учащимся поработать с текстом учебника, занося информацию в схему ФишбонФишбонУчитель дает лист бумаги на парту и предлагает составить схему по типу Фишбон о разных видах дизайнерской работы. На работу даётся 3-5 минут, учащиеся работают в парах Смыслообразование, нравственно – этическое оценивание
Примеры типовых заданий, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий
Типовое задание Название приема Описание Формируемые УУД
При устном опросе учитель просит учащихся оценить устный ответ ученика. Например при ответе на вопрос «Элементы русского народного костюма». Оценка ответа На доску вывешены критерии оценивания устного ответа учащегося (правильность названия элементов костюма, правильность отличия костюмов северных народов и южных, умение отличить русский орнамент от орнаментов других народов, показывать элементы костюма на таблице и т.д.).
Учащийся анализирует ответ, указывая на сильные стороны, недочеты, выносит рекомендации своему однокласснику. Выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит коррекции, осознание качества своего знания, осознание качества знания другого человека
Составить план изучения темы или раздела.
Планирование Задание уместно давать после приема «Мозговая атака», «ЗХУ», когда у учащихся есть список вопросов, требующих поиска ответа.
Учитель просит учащихся составить план, указав действия и источники информации. План можно составлять индивидуально, в парах, в группах. Определение последовательности шагов, планирование набора действий, продумывание источников информации, выбор способов деятельности, определение помощников
Примеры типовых заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий
Типовое задание Название приема Описание Формируемые УУД
Учитель просит учащихся написать по 3 тонких и 3 толстых вопроса по изученной теме, например в конце урока «Народные промыслы родного края» Толстые и тонкие вопросы На доске помещена таблица с тонкими и толстыми вопросами
Тонкие вопросы:
Кто ?Что ? Когда ?Может ..?Будет ...?Мог ли ... ?Как звать ...? Было ли ...?Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?
Толстые вопросы:
Объясните, почему...?Почему Вы думаете ...?Почему Вы считаете ...?В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?Что, если ... ? Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство
Учитель просит учащихся составить 5 креативных вопросов по итогам изучения целого раздела, например раздела «Декор, человек, общество, время». Креативные вопросы На доске помещена таблица с креативными вопросам. Креативные вопросы по Э. Ландау:
Куда дальше? (вопрос, ориентированный на будущее).
Что правильно, а что нет? (оценочный вопрос).
Что было бы, если бы (воображаемый вопрос).
Что я чувствую, что я знаю (субъективный вопрос).
Почему, что, как, что делает? (Казуальный вопрос).
Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос. Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство
Примеры типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Типовое задание Название приема Описание Формируемые УУД
Учитель просит учащихся нарисовать схему «О чем рассказывают гербы» Совместное рисование Задание проводится в группе из 4-5 человек. Учитель просит учащихся совместно сделать рисунок герба по определенной теме Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей
Учитель просит учащихся разработать план – схему внутреннего и внешнего устройства крестьянской избы Приём ассоциаций Задание проводится в парах или группах из 3-4 человек. Учащиеся за 10-15 минут должны разработать план - схему, оформить её и презентовать классу Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей, умение выступать на публике, аргументировать свою точку зрения
Список литературы:
ФГОС ООО.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М: Просвещение, 2010.
Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. М: Просвещение, 2010.