Формировании универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
«Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства»
Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.
Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?),и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Итак, умение учиться -это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Изучение изобразительного искусства в школе направлено на формирование УУД через разные виды художественной деятельности:
Рисование с натуры.
Рисование на темы.
Декоративно- прикладная деятельность.
Наблюдение за видимым миром.
Приведу пример, как это выполняется при изучении раздела «Рисовании с натуры»:
Что формируют у учащихся:
Познавательные УУД:
-отличать новое от уже известного;
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
–создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
–составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
–анализировать объекты с целью выделения признаков;
-находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Какие же условия формируют познавательные универсальные учебные действия у школьника?
Конечно, это Использование ИКТ на уроках ИЗО, использование мультимедийных пособий.
Уроки демонстрационного типа.
Уроки компьютерного тестирования.
Уроки рисования с натуры,конструирования, создания буклета, презентации, листовки и т.д. как форма подготовки домашнего задания.
Информационный поиск в сети Интернет.
Для диагностики познавательных действий применяю контрольные работы по отдельным темам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п
Как помочь ученику освоить Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Регулятивные УУД:
определять последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
-учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Методы формирования и способы диагностики регулятивных универсальных учебных действий
Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.
Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа Что узнал? Что помогло в понимании?
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности могут стать способности:• выбирать средства для организации своего поведения;• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;• начинать и заканчивать действие в нужный момент;• тормозить ненужные реакции.
Диагностика регулятивных УУД
Для диагностики предлагаются три вида универсальных умений и навыков: интеллектуальные (восприятие и интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности), организационные, коммуникативные (изложение собственных мыслей, ведение дискуссии, взаимодействие в группе).
Как помочь ученику освоить Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:
участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.
творческие задания: рисунок, кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование и так далее.
Правильно подобранные вопросы и задания помогают детям сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.
Как помочь ученику освоить Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.
Методы формирования и способы диагностики
коммуникативных универсальных учебных действий
для развития коммуникативных УУД применяю групповые, парные формы работы.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий становятся- желание вступать в контакт;- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Как помочь ученику освоить Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
-------Формируя УУД, я как учитель:
Организую деятельность учащихся,
учу ставить цели, привлекаю к открытию
новых знаний, отстаивать своё мнение, сотрудничать.
Применение учителем в своей работе современных методов обучения, разнообразных типов уроков способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Которые в свою очередь обеспечивают высокую успешность учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Современная школа должна готовить профессионалов XXI века специалистов самого широкого профиля. Поэтому в связи с этим предъявляются новые требования к педагогу 21 века.
Вывод:
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через разные виды художественной деятельности, организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.