Конспект тренинга групповой сплоченности
Тренинг групповой сплоченности
Цель занятия: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в лицее.Основные задачи: - знакомство первокурсников;- осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;- отработка навыков эффективного взаимодействия;- возможность проявления себя в группе и получение обратной связи;- приобретение навыков совместной деятельности;- определение статусно-ролевой позиции в группе;- создание позитивного микроклимата;- установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.
Время проведения: 1, 5 ч.
Ход занятия:
Погружение
Психолог: «Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие- задание засчитывается, если его выполнили все участники. Не кто быстрее или лучше его сделает, а чтобы сделали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сломать его, но хотя все они были сильные люди, ни один не смог справиться. Тогда отец сказал разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: Когда меня не будет – держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья.
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
Начинаем. Я говорю “три-четыре” и каждый из вас внятно и громко произносит своё имя. Итак! Три-четыре, /дети хором произносят свои имена/. Ну, ничего непонятно! Может быть, будет лучше, если вы произнесёте имя своего соседа справа! Готовы? “Три-четыре”. / хором говорят имя своего правого соседа/. Опять ничего непонятно! Может быть, будет лучше, если вы хором скажете имена своих соседей слева? Готовы? “Три-четыре”. И наконец, ребята хором говорят все имена, которые они произносили до этого/.
Упр. «Приветствие»
Описание упражнения: Повернутся к соседу справа, пожать ему руку, поздороваться и сказать комплимент. Например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел".
Психологический смысл упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Обсуждение: По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Упр. «Я люблю»
Описание упражнения: Ведущий выходит в круг и говорит о том, что ему нравится делать, например: путешествовать, готовить, рисовать и т.д., протягивая руку. Тот участник, кому это тоже нравится, подходит и берет его за руку. Затем он говорит о себе и т.д., пока все не окажутся в кругу.
Психологический смысл упражнения: Сплочение группы, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
Упр. «Построение круга»
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Упр. «Сменяющиеся команды»
Описание упражнения: Дается сигнал, и говорится, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Они должы выполнить задание.
Возможные варианты:
«Шестерки!» – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
«Четверки!» – все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
«Пятерки!» – игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;
«Семерки!» – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о любимой музыке;
«Двойки!» – игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
«Тройки!» – участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся.
Психологический смысл упражнения: получения опыта общения и взаимодействия в разных командах.
Упр. «Паровозик»
Описание упражнения: Студенты в тройках встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у последнего участника, у первого свободны руки. По команде ведущего “паровозики” начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого.
Психологический смысл упражнения: Осознание своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении.
Упр. «Мы с тобой похожи»
Описание упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Психологический смысл упражнения: эмоционально-психологическое сближение участников.
Упр. «Все на борт»
Описание упражнения: На полу чертиться квадрат - борт, размеры его зависят от количества игроков. Такой, чтобы все могли поставить не более 1 стопы. Задача уместиться всей командой на этом борте, оторвав ноги от пола за квадратом, и удержаться минимум 5 секунд. Для усложнения игры предлагается вариант, когда за бортом не должно находиться никакой части тела.
Психологический смысл упражнения: эмоционально-психологическое сближение участников.
Слово ведущего: «Вы сейчас увидели и поняли, что многие задания вы смогли выполнить только благодаря помощи другого, т.е. работая в команде. Это значит, что для дружного и сплоченного коллектива нет ничего невозможного. Скажи (обращаетесь к любому участнику) сможешь ли ты поднять (называете имя)? А команда? Сейчас мы в этом убедимся »
Упр. « Подъемный кран»
Описание упражнения: Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:
тренер победившей команды;
полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;
пловец, поднявшийся на гребень волны;
облако, летящее по небу в жаркий день;
бревно на субботнике;
прыгун, зависший над планкой;
цветок лотоса на поверхности озера и т. д.
Психологический смысл упражнения: развитие групповой сплоченности, выработка навыков сплоченных действий.
Упр. «Построимся»
Берется веревка длиной 1м*кол-во участников. Все становятся в ряд. Закрывают глаза и по команде ведущего пытаются построить 1)квадрат 2)круг 3) равносторонний треугольник.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Упр. «Волшебный ключ»
Для проведения упражнения необходимо подготовить замочный ключ и тонкую длинную веревку (длина формируется из расчета на одного участника около полутора метров всей веревки).
Описание упражнения: Участники садятся в небольшой круг, берется замочный ключ, к которому привязана длинная веревка. Веревка пропускается у каждого участника под одеждой так, чтобы она входила на уровне воротника сверху и выходила снизу, в области поясницы. После проведенных манипуляций связанной одной веревкой оказывается вся группа. Участники коллективно начинают выполнять некоторые простые физические упражнения (наклониться вперед, встать, присесть и другие подобные упражнения). По окончании упражнения, привязанный ключ с веревкой необходимо оставить в пределах видимости участников. Ключ будет являться главным символом группы: "При помощи этого ключа мы оказались связанными одной длинной нитью. Пусть он висит на этом видном месте и напоминает о том, что мы теперь одна команда".
Психологический смысл упражнения: Объединение команды, действующее в большей мере на уровне главного символа группы ("мы связаны одной нитью"). Преодоление различных психологических и пространственных барьеров среди всех участников, скоординированность действий среди участников.
Обсуждение: Какие эмоции возникали при выполнении упражнения? Какие жизненные ситуации напоминают смысл игры «связанные одной нитью»? Как вы можете применить навыки, полученные при выполнение упражнения?
Упр. «Подарок»
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Разработала и провела: Осипова Т.Н.,
педагог-психолог КГБПО «Ребрихинский лицей ПО»