Проект группового занятия по повышению групповой сплоченности, знакомства.
Проект группового занятия по повышению
групповой сплоченности, знакомства.
1.Введение:Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные.
2.Рекомендации ведущему: Далее следует рассказать о целях и задачах тренинга и прояснить запрос каждого участника группы.
Цель занятия: знакомство с участниками, установка благоприятного психологического микроклимата в группе.
Задачи: 1) установление контакта, создание доверительной атмосферы;
2) выработка правил поведения в группе;
3) содействие сплочению группы; развитие навыков работы в команде.
3.Упражнение «Возьми несколько салфеток»
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение: не требуется.
4.Правила работы в группе:
Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.
Правила группы:В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений, но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.Правило «Стоп».Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.
Можно взять и такие примерные правила:
Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.
Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
Мы должны прислушиваться к другим.
Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.
5.Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Необходимые материалы: ватман (2 шт.), фломастеры или маркеры.
Описание: участники делятся на две команды. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры. Задача одной команды – написать как можно больше поступков, которые позволяют людям уважать друг друга больше. Соответственно задача другой – написать как можно больше поступков, из – за которых это уважение теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение: каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение других людей к себе.
6.Упражнение «Доверие».«Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать. (1 мин.) - не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом… А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие?.. Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2-3 мин.) - не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве. (1 мин.) - попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными.Обсуждение.
Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?
Когда я чувствовал неуверенность?
Когда я чувствовал себя уверенно?
Как я воспринимал руки разных людей?
Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?
Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?
Упражнения третий части занятия взаимосвязаны, вытекают одно из другого.
7.Упражнение «Передача»
Описание: участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.
Обсуждение: обмен мнениями.
8.Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Описание: ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам каждого участника группы похвалить аплодисментами своего соседа справа». Далее участники группы аплодируют всем и т.д.
Обсуждение: не требуется.
9.Упражнение «Образ группы»Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери, мало знакомые друг другу, втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе.Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:- Есть ли во всех этих образах что-то общее?- Все ли образы вам понравились?- Почему возникли те или иные образы?
Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы.
10.Рефлексия:Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность выразить свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:- С какими чувствами вы заканчиваете занятие?- Что было для вас самым эффективным?- Что на занятии вам удалось, а что не получилось?- Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес?
Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования.Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом.
Счастнева Галина Павловна
социальный педагог и ЗД по ВР (0,5 ставки)
МБОУ Чернокурьинская СОШ
Карасукского района
Новосибирской области