Урок русского языка на тему Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова (3 кл).

Бабаева С.Д.., учитель начальных классов МОУ СОШ № 5
Курского муниципального района Ставропольского края
Тема урока: Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

Цели: – систематизация знаний о составе слова в виде схемы, овладение умением соотносить слова и схемы;
– развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками.
Задачи:
упражняться в составлении слов по схемам;
подготовить уч-ся к теме "Разбор слова по составу";
развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, конверт со словами, памятки (структура синквейна).
Ход урока:
I.Организация класса.
-Здравствуйте ребята.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!


Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Основная часть
Эпиграф к уроку (на доске): "Учёным можешь ты не быть, но грамотным расти обязан!»

2.Повторение изученного материала.
1.Минутка чистописания.
Сейчас мы будем выписывать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
Запишите окончание в слове «вьюги», корень в слове «зимний», корень в слове «морозит» ,окончание в слове «снегири»,суффикс в слове «снеговик», окончание в слове «льдина», окончание в слове «пушистый»,корень в слове «играть», приставка в слове «побежал».
Ребята, какая запись у вас получилась?
Запись в тетради: и, зим, мороз ,и ,ик, а, ый, игр ,по.
2.Словарная работа.
А сейчас мы с вами запишем словарные слова.
Город, городок, городской
3. Зрительный диктант (С применением ИКТ)
- Ребята, прочтите первое предложение. Как вы это понимаете?
Сердце матери лучше солнца греет.
П.о .Нет на свете ничего дороже мамы.
-Прочтите второе предложение.
Скромность украшает человека.
- Объясните.
П.о. Это положительное качество человека.
А теперь прочтите несколько раз и запомните.
Записываем первое предложение по памяти.
Проверьте написанное.
Читаем второе предложение, записываем.
Проверяем.
4.Работа в группах
Учитель. 
Ребята, произошла путаница, : окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.
(Раздаётся каждой паре конверт со словом)
. Прискморий ушкизба родгокойс
Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
Какое слово у вас получилось?
(приморский) (избушка) (городской)

5.На доске запись:
искристый, земля, лежит, , на, снег,
Учитель. Дети посмотрите на доску. Это предложение?
П.о  (Нет, набор слов.)
А что такое предложение?
П.о. (Законченная мысль.) 
 Составьте предложение.  Что вы делаете?
Уч-ся. Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.
На земле лежит искристый снег.
Гимнастика для глаз. ( С применением ИКТ).Слайд
Ребята, а что такое «снег»?
П.о. Снег- это много снежинок.
Работа в паре.
– А сейчас мы с вами будем рисовать, но не красками, а чем мы рисуем на уроках русского языка?
П.о (словами.)
– Мы с вами составим синквейн к слову «снежинка».
Вспомним, что такое синквейн? Слайд
Синквейн – слово французское и в переводе означает «пять строк».
Таким образом, мы будем с вами сочинять короткие стихи, состоящие всего из пяти строк. Придумала их очень давно (ещё в начале 20 века) американская писательница Аделаида Крэпси.
Как строится СИНКВЕЙН
1 строка - одно сущ. (тема)
2 строка – два прилагательных(описание темы)
3 строка – три глагола (действия, относящиеся к теме)
4 строка – четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме)
5 строка – одно сущ.(ассоциация, синоним темы)
-Запишем в тетради: Синквейн.
Достаньте свои памятки « Структура синквейна».
Вспомним правила составления синквейна.
–Ребята, а с какой целью мы с вами будем составлять синквейн? Что развивает это упражнение?
П.о.( Это упражнение развивает нашу речь, обогащает наш словарный
· Чтобы работа шла быстрее, вы поработаете в паре.
Вспоминаете прилагательные и глаголы.
Затем вы обсуждаете , какие слова вы запишите для синквейна, вместе придумываете предложение и подбираете синоним. Всё аккуратно оформляете в тетради.
Кто готов ,поднимаете руки.
Работаем 5-7 минут.( Звучит музыка ) Слайд
Опрос 3-4 пары.
III.Сообщение темы и цели урока.
На слайде плакат.
Ребята, найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).
ВЗБРТКЧАСТИПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ
ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
П.о  "Части слова".( ответ у доски)
- Правильно, мы с вами сегодня ещё раз будем говорить о частях слова.

1.Обобщение знаний о частях слова.
-Рассмотрите рисунок (в учебнике: суффиксы цепляются за кота).№196, на странице156.
Что происходит со словом "кот"?
П.о (Образуются новые слова)
А давайте составим кластер и запишем слова, которые получились. Разберём их по составу.
На доске составляется кластер детьми.
Кот , котище, котик , котята, коток , котишко, котёнок.
-Что общего у этих слов?
П.о  (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?, обозначают предмет.)
- Из каких частей может состоять основа слова? ( Корень, суффикс, приставка.)
Уч-ся. (Используют правила в стихах, изученные ранее).
13 SHAPE 14151.Часть слова, которая изменяется,( Слайд)
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

2. Корень слова - значимая часть.(Слайд)
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

3.Перед корнем есть приставка,(Слайд)
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

4. 3а корнем суффиксу( Слайд)
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.

5. Помни при разборе слова(Слайд)
Окончанье и основу
Первым делом находи,
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Учитель. Когда говорят о чём-то главном, важном, просят выделить самое основное, говорят: "Зри в корень!", т.е. "Смотри в корень!"
Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут "корень зла".
Если надо что-то основательно переделать, говорят "коренная переработка", "коренные изменения".
2. Физминутка.
Ребята, давайте немного поиграем, отдохнём!
Задание: если основа названного мной слова будет состоять только из одного корня – вы приседаете, а если кроме корня в слове есть другие части, т.е. приставка или суффикс, - вы встаёте.
Мороз, снеговик, лед, шубка, вьюга ,слон, следы, снежки,торт, прокатиться, класс, новый, год, заморозки.
Молодцы, справились!
Упражнения в выделении суффикса в словах.

Работа по учебнику "Русский язык, 3 кл" \ Бунеева, О.В. Пронина.
Учитель. 
Ребята найдите в учебнике Упр. № 198,на стр. 134.
Читаем задание.
Самостоятельно в учебнике простым карандашом разобрать слова по составу. Найдём каждому слову пару - соответствующий "поезд" - схему и соединим их линией.
Запишем слова в тетради по порядку: к схеме 1, к схемам 2, 3, 4. И разберём по составу.(полюшко, полоса, верхолазы, походы)
Ребята, приближается Новый год-праздник чудес, подарков и, конечно сказок. Мне бы хотелось, чтобы вы написали сочинение- миниатюра на тему: « Первый снег».
Творческая работа: Сочинение- миниатюра «Первый снег»
Опрос 2-3 учащихся.
5.Дом. задание. 
Составить синквейн на тему «Школа».
6. Итог урока. Выставление отметок уч-ся. Благодарность за работу на уроке.
Учитель.
- Какова была тема урока?
Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?
П. о (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, проникать в историю слова - этимологию, развивать свою речь.)
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось
Меня удивило
Мне понравилось
Я порадовался за
Я хочу поблагодарить за
Я могу похвалить себя за
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.







































13 PAGE 14815