Методические рекомендации Игры, направленные на развитие навыков самообслуживанияу детей с ОВЗ


ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)

Игры, направленные на развитие навыков самообслуживания
у детей с ОВЗ
Методические рекомендации для родителей

Воспитатель: Хапрова Н.В.
Тамбов 2015г.
Игры, направленные на развитие
навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. Использование педагогами представленных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическим нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров личности: «Я – сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» в процессе целенаправленного обучения.
Возраст развития 3-4 года
1. Игра «Жил-был послушный мальчик…»
Учебная цель: умение ориентироваться на партнера.
Задание: «Жил-был послушный мальчик…» - с этими словами называются имена всех детей. И говорится, что они очень любили играть в мяч, в машинки и т.д., но больше всего любили собирать пирамидку! Все дети вместе собирают и разбирают большую пирамидку. Игра повторяется с предложением разных игр.
Материал: большая пирамидка.

2. «Понимание слов дай, возьми, еще (кусочки пищи)»
Учебная цель: усвоение понимания слов дай, возьми, еще и расширение социальных способностей.
Задание: самостоятельно реагировать на просьбу взрослого, требовать больше (еще).
Материал: продукты питания или какие-нибудь предметы, имея дела с которыми ребенок хотел бы иметь больше.

3. «Есть ложкой»
Учебная цель: самостоятельно есть.
Задание: есть самостоятельно ложкой, не разливая при этом.
Материал: ложка, тарелка, любимое блюдо ребенка.

4. «Пить из чашки (небольшая чашка)»
Учебная цель: самостоятельность при приеме пищи.
Задание: взять чашку обеими руками и пить, не проливая.
Материал: прочная чашка.

5. «Отличать съедобное от несъедобного (кубик, булка, конфета, бусинка)»
Учебная цель: самостоятельность за столом.
Задание: отличать без помощи съедобное от несъедобного.
Материал: некоторые продукты питания и несъедобные предметы (конфеты, кубики, бусинки, камешки и т.п.)
6. «Снимать колготки»
Учебная цель: научиться снимать колготки; развитие «моторного» процесса.
Задание: снимать колготки (носки) самостоятельно по подражанию или с помощью взрослого: уметь стянуть одну часть колготок с пальцев, другую – с пятки, а затем все колготки.
Материал: колготки (носки).

7. «Снимать пальто»
Учебная цель: научиться снимать пальто.
Задание: одеть на ребенка пальто, затем попросить его снять; если ребенок не выполняет задание, то необходимо помогать ему до тех пор, пока он не сможет самостоятельно освоить последнее звено в цепи действий (без расстегивания).
Материал: детское пальто (с достаточным количеством свободного пространства, чтобы ребенку не было тяжело при его надевании или снятии), куртка, рубашка.
8. «Одеваемся – раздеваемся»
Учебная цель: самостоятельность в умении раздеваться (одеваться).
Задание: самостоятельно одеть куртку (не застегивая ее на пуговицы или молнию), брюки.
Материал: брюки, широкая куртка, кофта или пиджак.
Данное упражнение можно разделить на несколько этапов: сначала учимся одевать куртку, затем брюки.

9. «Пользование туалетом»
Учебная цель: улучшение личной гигиены.
Задание: самостоятельно осуществлять туалет.
Материал: детский горшок (унитаз).
10. «Вытирать руки»
Учебная цель: координация действий правой и левой руки; понимание происходящего действия; участие в бытовых ситуациях.
Задание: ребенок должен вытереть своей доминирующей рукой недоминирующую руку; ребенок должен крепко держать полотенце. Помогать ребенку сначала действиями своих рук, позднее – только словами и постепенно уменьшайте свою помощь. Последовательность действий должна быть одна и та же; хвалить ребенка за каждое успешное действие.
Материал: полотенце.
11. «Самостоятельно умываться»
Учебная цель: самостоятельное умывание.
Задание: намылить руки мылом и смыть мыльную пену водой.
Материал: мыло.
Возраст развития 5-6 лет

1. «Чистить зубы»
Учебная цель: соблюдение личной гигиены.
Задание: самостоятельно чистить зубы.
Материал: мягкая зубная щетка, паста.
2. «Мыть руки»
Учебная цель: совершенствование правильного развертывания действий (серийные действия).
Задание: выработка серийных действий: открыть кран – взять мыло – намылить руки – смыть мыло водой – отжать воду с рук – закрыть кран – вытереть руки полотенцем.
Материал: умывальник со смесителем, мыло, полотенце.
3. «Умывать лицо»
Учебная цель: преодоление у детей нежелания умывать лицо; выработка самостоятельности при уходе за телом.
Задание: взять махровую рукавичку для мытья, намочить ее и намылить. Попросить ребенка закрыть глаза . умыть вместе с ним его лицо в определенной последовательности: лоб-глаза-нос-щеки-рот. Делать определенными движениями: из стороны в сторону.
Материал: раковина, губка для мытья (махровая рукавичка), мыло, зеркало.
4. «Наливать»
Учебная цель: самостоятельность за столом, улучшение тонкомоторного контроля.
Задание: наливать жидкость без помощи с кувшина в меньшую емкость, не проливая при этом много.
Материал: маленький кувшин из искусственного материала, прозрачные бокалы из такого же материала, пустые банки из-под напитков, пищевой краситель.
5. «Снимать штаны»
Учебная цель: самостоятельно и быстро снять штаны.
Задание: показать штаны и попросить «Сними штаны». Проводить упражнение одними и теми же действиями и уменьшать постепенно помощь.
Материал: трусы, короткие и длинные брюки.
6. «Надевать пальто»
Учебная цель: одевание одежды и развитие координации движений.
Задание: тренировать цепочку действий: обеими руками взять пальто за воротник – набросить пальто на плечи – просунуть руки в рукава. Используется первичная помощь взрослого.
Материал: длинное пальто, длинная куртка.
7. «Застегивать пуговицы (большие)»
Учебная цель: улучшение координации движений глаз – рука и освоение «пинцетного» захвата.
Задание: показать ребенку материал и предложить нащупать дырку для пуговиц. Продемонстрировать, как пуговица проходит сквозь дырку, постоянно привлекайте и поддерживайте внимание ребенка к тому, что происходит.
Материал: большие пуговицы, материал с дырками для этих пуговиц.
8. «Самостоятельно есть»
Учебная цель: совершенствование полученных ранее навыков еды.
Задание: тренировать способность самостоятельно есть. Добиваться аккуратности во время еды.
Материал: тарелка с пищей, ложка.
9. «Надевать носки и обувь»
Учебная цель: выработка самостоятельности при одевании, особенно сноровку при надевании обуви.
Задание: одеть ребенку один носок, но только до щиколотки и затем сказать ему: «Надень носок!». На втором этапе натянуть носки только на пальцы. На третьем этапе ребенок должен учиться попадать пальцами ноги в носок, при поддержке со стороны.
Учить последовательно одевать обувь: вставлять стопы в обувь – большими пальцами обеих рук держать открытыми края обуви – одеть обувь и затянуть шнурки.
Материал: колготки, носки, гольфы (на один-два размера больше), обувь.
10. «Помогать другим»
Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек.
Задание: бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе другого человека.
Материал: салфетки, мусорная корзина.
11. «Вытереть влажной тряпкой стол»
Учебная цель: вести себя осмотрительно и внимательно, придерживаться правил.
Задание: после каждого занятия вытирать стол влажной тряпкой.
Материал: поднос, губка, бумажная салфетка.
12. «Накрывать стол: поставить приборы»
Учебная цель: ознакомление с ведением дел по домашнему хозяйству, научиться быть полезным по дому.
Задание: правильно разложить приборы на столе.
Материал: столовый прибор, тарелки.
13. «Помогать при уборке игрушек»
Учебная цель: научиться понимать правило, согласно которому все определенные вещи хранятся в определенных местах (в ящике, на полке, в ведре) и что эти вещи можно найти в этих местах; развитие понятия собственности, аккуратности.
Задание: представить уборку помещения после игры как игру, совершая ее, например, в следующей последовательности: уложить вещи в ящик (одну – ты, другую – я); поставить автомобили на полку; собрать кубики в коробку; отвести на тележке все вещи на место.
Материал: игрушки.
14. «Избегать источников опасности»
Учебная цель: научиться воспринимать и избегать источники опасности, которые встречаются дома или вне его.
Задание: отработка понимания запретов типа: «Нельзя!», «Стой!» в опасных ситуациях. Использовать запреты: нож острый, ток очень опасен, автомобили едут очень быстро, обвариться кипятком, спички -не игрушка… Наставления должны сообщаться одними и теми же словами и соблюдаться неукоснительно.
Материал: опасные вещи из окружающего мира.
15. «Играть с куклой»
Учебная цель: стимулирование социальной способности взаимодействия и развития игры с предметами.
Задание: выполнить 3-4 последовательных действия с куклой.
Материал: кукла, щетка для волос, мочалка, расческа.
Возраст развития 6-7 лет
1. «На» и «Под»
Учебная цель: понимание и использование обозначений места.
Задание: использовать слова или знаки рукой «на» и «под», чтобы показать положение предмета.
Материал: 3 чашки, сладости и т.п.
2. «Найди картинку»
Учебная цель: обучение умению ориентироваться на партнера; обращать внимание на слова другого человека.
Задание: у ребенка набор картинок на столе. Показывается демонстрационная карточка, вместе со взрослым называется картинка, а потом ребенок ищет нужную вслед за ведущим.
Материал: набор карточек с изображением знакомых ребенку предметов.
3. «Отвечать а вопросы: «или…или»
Учебная цель: развитие выразительных возможностей языка, самостоятельно делать выбор.
Задание: выбрать из двух данных конкретных альтернатив и выразить выбор словами (жестами).
Материал: вещи домашнего обихода, обозначение которых знакомо ребенку и с которыми он любит играть.
4. «Есть с помощью вилки»
Учебная цель: дифференциация умений, которые освоены во время еды ложкой.
Задача: побудить ребенка к использованию вилки во время еды. Положите свою руку на его и пройдите с ним весь процесс приема пищи от начала и до конца. Похвалите ребенка сразу же за первую успешную попытку.
Материал: еда, которая легко накалывается на вилку, вилка и тарелка.
5. «Раздеваться полностью»
Учебная цель: умение использовать во взаимосвязи все освоенные ребенком части различных навыков.
Задание: попросить ребенка полностью раздеться. Если он снял не все предметы одежды или не может раздеться, то предложите ему снимать одну часть одежды за другой.
Материал: одежда ребенка.
6. «Различать понятия «впереди» и «сзади»
Учебная цель: освоение понятий «впереди» и «сзади»; развитие самостоятельность в процессе одевания.
Задание: упражнять ребенка всякий раз, когда он должен одеваться, пока он не научится правильно определять разницу в понятиях «впереди», «сзади». Обратную сторону одежды помечают цветными нитками, которые ребенок легко найдет.
Материал: детская одежда.
7. «Застегивать пуговицы средней величины»
Учебная цель: совершенствование моторных навыков застегивания на пуговицы; понятие смысла застегивания одежды на пуговицы.
Задание: упражнять в застегивании одежды на пуговицы. Ребенок держит пуговицу между указательным и большим пальцами. Левой рукой он держит материал рядом с петлей для пуговицы и растягивает ее. Помогайте ему при этом, но старайтесь добиваться самостоятельности.
Материал: пуговицы средней величины и материал с петлями пуговиц также средней величины.
8. «Пользоваться туалетом»
Учебная цель: развитие навыков: спускать штаны – пользоваться унитазом – мыть руки.
Задание: тренировать с ребенком следующую цепочку действий: идти в туалет – спускать штаны – садиться на унитаз с детским сиденьем – сделать требуемое – вытереться туалетной бумагой – надеть штаны – смыть водой – помыть руки.
Материал: туалетная комната.
9. «Самостоятельно одеваться»
Учебная цель: подготовка к сложному действию в одевании, такому, как завязывание шнурков.
Задание: побуждать ребенка с самостоятельному одеванию и завязыванию шнурков. Очень важно заставить ребенка сделать самому последний шаг в короткой цепочке: узел – делать петлю – делать вторую петлю – связывать – стягивать завязанные петли. Хвалите ребенка каждый раз, как только он полностью выполнил задание.
Материал: одежда ребенка, включая обувь и носки.
10. «Выполнять работу по дому (группе)»
Учебная цель: самостоятельно выполнять работу по дому (группе).
Задание: выполнять полезные действия по хозяйству без помощи и контроля.
Материал: салфетки, столовый прибор, коробка для столовых приборов.
11. «Что мне нужно?»
Учебная цель: улучшение социального взаимодействия и понимания функций предметов.
Задание: понять потребности другого человека и подать ему предмет, в котором то нуждается.
Материал: бумажная салфетка, куртка, расческа.
12. «Я играю со своими вещами»
Учебная цель: различать «мое» и «твое».
Задание: учитывать собственность всех членов семьи (или ближайшего окружения) и пользоваться ими только с разрешения.
Материал: предмет, который точно принадлежит определенному человеку, коробка из под обуви, фотографии членов семьи.

13. «Убирать игрушки»
Учебная цель: умение соблюдать определенные правила.
Задание: попросить ребенка убрать игрушки после игры. Если он не выполняет просьбу, проведите социально подражательное обучение. Убирайте вместе с ним игрушки, устройте игру-соревнование, пойте при этом и сделайте уборку веселой.
Материал: игрушки, используемые в игре.

14. «Выполнять поручения»
Учебная цель: запоминание поручения и его дальнейшее выполнение; развитие ощущения надежности и безопасности окружающего мира.
Задание: давайте ребенку простейшие задания, которые он должен выполнить, например: отнести кому-либо какой-либо предмет, сходить с соседям с какой-либо просьбой и т.д. если ребенок не может выполнить задание, то по началу сопровождайте его, похвалите кК большого мальчика или хорошую девочку.
Материал: мелкие предметы общего (домашнего) обихода.